Кинотавр-24: без ошибок

Итоги завершившегося в Сочи фестиваля российского кино подводит Зара Абдуллаева.
Так бывает: жюри «Кинотавра» не промахнулось дважды. Ни в «Коротком метре», ни в главном конкурсе. Поэтому никаких ламентаций. А прицельный анализ многообразных событий, программ фестиваля будут предъявлены в 8 номере журнала. Пока же – сухие итоги.

Фестиваль состоялся, если две, две с половиной достойных картины имеются в конкурсах. Так везде. «Кинотавр» – не исключение. Легко было бы подосадовать, что среди молодых авторов «Короткого метра» было много «хорошистов», а не радикальных смельчаков с воображением или людей с непритворным чутьем к реальному нерву текущего времени. Но когда я посмотрела восьмиминутный фильм Григория Добрыгина «Измена», то вскрикнула: режиссером будет! Мощная концептуальность, оригинальный сюжет, лаконичность решения, отличные актеры (Егор Корешков, Мария Колосовская). Эта измена норме – молодой человек обнаруживает любовное притязание своей левой руки и вступает с ней в отношения – пластически безупречна. Но еще смешна и умна. Так называемый аутоэротизм, поразивший героя в трех эпизодах, вдохновил тем, что Добрыгин показался своевольным наследником настоящих пересмешников, визионеров, тонкачей. От Шванкмайера до братьев Коэн.


«Норма жизни» Евгения Бяло приветствует в наших пенатах «румынскую волну» без всякого подражания, с незаемным переживанием самого течения времени: повседневного, бессобытийного, переломного. Мимолетного – и большого.


«Норма жизни»


Фильм «F5» Тимофея Жалнина освидетельствовал не только профпригодность автора, но высокое владение ритмом, без которого режиссером не стать никогда.



«F5», трейлер

В главном конкурсе победили лучшие картины.

Эпическое, оно же антропологическое, социальное и художественное исследование Виталия Манского «Труба» (приз «За режиссуру» и приз гильдии киноведов, критиков). Режиссер с оператором Александрой Ивановой проехали по пяти странам, где проложена газовая труба. На Востоке, на Западе, на границе этих миров. Но не газ, на котором жирует российский бюджет, занимал режиссера. Не контрасты. И даже не обстоятельства времени, места. Люди, человеческое естество, существо, выживающее – кто как может – в одном безграничном пространстве. Вот почему Манский решил обойтись без титров про конкретное место, где длится фрагмент жизни его персонажей. Всюду жизнь. Результат: щемящее единство мира, самой меры приспособленности, покорности, утешений. Единение польского кузнеца-бедняка в пьющей деревне со смиренными жителями русской деревни, которым свет подают на два часа в день. Или гастарбайтера из бывшего СССР, обнадеживающего по телефону родных в Кельне рассказом о карнавале, – с немцем-водителем, доставляющим газовые баллоны своим согражданам с собачкой, единственным другом, а вечера коротающим у компа за игрой в стрелялку. Или воссоединение в монтаже зрителей безмолвного плана кромешно одинокого украинского ветерана, вернувшегося домой с праздника дня Победы, где «вечный огонь» ненадолго включают и до следующего года выключают, с истеричными коммунистами, устроившими митинг в день рождения Ленина…


«Труба»

Призы «За дебют», «За лучшую женскую роль» Юлии Ауг (она сыграла чиновницу, поборницу нравственности в кино, которая дома удовлетворяется вибратором) и диплом критиков были выданы «Интимным местам» Н.Меркуловой, А.Чупова. Редкое сочетание: радикальности и целомудрия. Незапоздалое высказывание на тему: «Все, что вы хотели узнать о сексе, но боялись спросить». И – показать. Зачем? Чтобы снять табу и не врать самим себе. Не стесняться обсуждать эту сферу жизни. Столь же актуальную, как социальные, моральные, семейные и прочие связи. Никакой умозрительности, сюжетные линии – у каждого здесь свои фобии, травмы, открытия – погружены в нашу реальность с удивляющей естественностью, исключающей даже намеки на пошлость.



«Интимные места»

Гран-при удостоился фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» (по роману Алексея Иванова). Константин Хабенский, сыгравший неотразимо обаятельного интеллигента-лузера, получил награду «За лучшую мужскую роль». Соглашаюсь, что пусть лучше (намного!) на наших широких экранах вновь появится «хороший плохой» человек, чем «положительный» отморозок-мент. Или очередной агент борьбы за успех. Понимаю и удовлетворенную без идеологического хамства ностальгию по лучшим советским фильмам (Динары Асановой, «Доживем до понедельника»). Сожалею, что Хабенский здорово сыграл все-таки удешевленный вариант героев Вампилова, Даля, Балаяна и Янковского. Но разговор об этом требуется отдельный, подробный.


«Географ глобус пропил»

Лучшим автором сценария признан Денис Осокин за фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари». Лучшим оператором – Шандор Беркеши за то же произведение. Об этом прелестном неопримитиве я уже писала. Даже если у жюри и были в этих номинациях другие варианты, их все равно по существу не было.



«Небесные жены луговых мари»

Кинотавр-24 доказал, что случаются места (или года), где справедливость не подорвана, не скомпрометирована.
Искусство кино,10 июня 2013
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе