Кино по любви

В Ярославле прошел Международный фестиваль любительских фильмов

Где грань между дилетантством и творческими экспериментами? Ответ на этот вопрос мы попытались узнать у участников фестиваля из России, Эстонии и Украины, которые привезли в Ярославль более 80 короткометражек. Самый долгий фильм длился 18 минут, самый короткий – всего минуту. 

– Я уже восемнадцать лет занимаюсь любительским кино, – рассказывает директор фестиваля, режиссер народной киностудии «Корабел» Александр Ромашов. – Раньше, конечно, все было по-другому: чтобы снять даже простенький фильм, надо было приложить немало усилий. Теперь же, когда появилась «цифра», камеру в руки может взять любой. 

И действительно, 20 лет назад начинающему режиссеру нужно было научиться обращаться с кинокамерой, монтажным столом и химическими реактивами, отснять и проявить кучу пленки, склеить ее вручную, записать звуковую дорожку и т.д. и т.п. Даже производство титров превращалось в целую проблему. 


Переводить пленку на пустяки в таких условиях было расточительством, поэтому ярославские кинолюбители порой совершали настоящие подвиги. Один из них, к примеру, снял фильм про сорок. Чтобы эти пугливые птицы подпустили его к себе, нужно было постараться. И он старался: по нескольку часов стоял в болоте по грудь в воде, выжидая удобного момента. Другой делал комедии в манере дореволюционного кино, приглашая ресторанного пианиста для их озвучивания. Третий смастерил бокс для подводной съемки, упаковал в него кинокамеру «Красногорск» и нырял с ней в Волгу, удивляя рыбаков. 

Но и результат того стоил: на фестивалях любительского кино, которые проходили в Ярославле в конце 

80-х – начале 90-х, показывали действительно необычные вещи. Сейчас, когда видео можно снять на мобильник, смонтировать на компьютере, а зрителей найти на YouTube, качество продукта сильно снизилось. 

– Некоторые люди не понимают, что и для чего они снимают, – рассуждает Ромашов. – Грязь в монтаже – лишь одна из проблем. Несколько работ перед фестивалем вообще пришлось отсеять.

Да и в показанных фильмах порой бросалась в глаза дрожащая картинка, неумело выстроенные планы, ужасный звук. Так, смысл картины «Я вас люблю» на стихи Пушкина можно было понять только благодаря тому, что знаменитые строчки не знает наизусть разве что неграмотный. 

В десяти с лишним номинациях значительную часть призов взяли студенты и выпускники кинематографических вузов из Таллина. Они привезли фильмы, уже побеждавшие на эстонских фестивалях, имеющие бюджет (большая редкость для любительского кино) и снятые на профессиональную технику. 

– Ярославцы такой аппаратуры себе позволить пока не могут, – комментирует руководитель ярославской детской киностудии «Детектив» Олег Свободин. – Кроме того, мы специально не выставляли на фестивале наши работы, которые брали награды на всероссийских и международных фестивалях, посчитали, что нужно дать дорогу и другим нашим фильмам.

Впрочем, и некоторые работы эстонцев зрители не поняли. Например, в картине «Апельсиновые дольки» задумчивая девушка ностальгирует по детству: вот она маленькая, смеющаяся пытается очистить апельсин, а тот не поддается неумелым пальчикам. А вот уже повзрослевшая дама берет оранжевый фрукт и с легкостью обдирает кожуру острыми акриловыми ногтями с ярким маникюром. То ли картинка о приобретении жизненного опыта, то ли замаскированная реклама косметических услуг. 

Зато всеобщее одобрение вызвал одноминутный социальный ролик «СМС» о невнимательности за рулем. На последнем кадре – кладбище, вместо надгробий – мобильные телефоны с текстом на экране «Я скоро буд…». 

Не меньше на фестивале оказалось и документальных картин. Пенсионерка из Санкт-Петербурга Тамара Викторовна Авилова только этот жанр и признает. Она и режиссер, и монтажер, и оператор в одном лице.

– Десять лет назад я впервые взяла в руки обычную цифровую «мыльницу», и с тех пор я с ней разве что не сплю, – с улыбкой вспоминает она. – Мне интересны живые люди с их эмоциями, мимикой, судьбами, в конце концов. Сценарии мне не нужны, все сюжеты я нахожу на улице. А недавно, представляете, научилась делать монтаж на компьютере – это же просто фантастика! Прогресс! 

Все же, несмотря на неограниченные технические возможности, в любительском кино на первом месте остается совсем другое.

– Главное – душевность, – уверен Александр Ромашов. – В отличие от большого кино, которое обязано быть коммерческим, любители могут позволить себе снимать то, что их действительно трогает и волнует. 

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе