Как стать полубогом?

Перси Джексон и новая консервативная мифология атлантизма

Заявив о намерении сделать правильную киносагу для подростков, которая заставит американцев забыть о Гарри Поттере, корпорация Fox не пустила на самотек ни одной детали. Глава Fox Руперт Мердок очень обеспокоен ситуацией с воспитанием подрастающего поколения. В последней серии «Доктора Хауса» (Fox) Хаус трижды советует молодому солдату, желающему откосить от армии, перестать маяться дурью и ехать в Ирак.

Боги теперь живут в Америке

Заявив о намерении сделать правильную киносагу для подростков, которая заставит американцев забыть о Гарри Поттере, корпорация Fox не пустила на самотек ни одной детали. Глава Fox Руперт Мердок очень обеспокоен ситуацией с воспитанием подрастающего поколения. В последней серии «Доктора Хауса» (Fox) Хаус трижды советует молодому солдату, желающему откосить от армии, перестать маяться дурью и ехать в Ирак. Когда юноша торжествующе демонстрирует доктору культяпку на месте сгноенной им ступни, мы видим непонимание в глазах Хауса. Почему молодые солдаты, дети военно-морского флота, позорят страну, не желая сражаться, и буквально крадут боевой дух Америки?

Ответ на этот вопрос должна дать новая молодежная киносага «Перси Джексон». В качестве основы для фильмов взят цикл романов Рика Риордана «Перси Джексон и Олимпийцы». Главная идея саги поражает своей величественной простотой. Греческие боги – олимпийцы – покровители западного мира и его ценностей. Поклоняясь олимпийцам, греки и римляне изобрели демократию и свободу торговли, положили начало техническому прогрессу. С течением времени боги Олимпа перемещались вслед за центрами западного мира и теперь находятся в Америке, достигнув вершины могущества.

Три самых влиятельных олимпийца, три брата, некогда убившие своего отца Кроноса – Зевс, Посейдон и Аид – основные акторы постепенно начинающейся великой битвы за будущее западного мира. Зевс – суровый белый мужчина олицетворяющий идею новой имперской власти. Его резиденция находится в Эмпайр Стейт Билдинг. Он владеет супероружием – небесными молниями, которые могут уничтожать целые города. Посейдон – не менее суровый белый мужчина с короткой стрижкой, черпает свою силу в морской стихии. В любой точке мирового океана он может явить разрушительные военно-морские манифестации.

Аид – выбрал темную сторону. Он – владыка Ада и темных стремлений человека. Он носит длинные волосы и играет на электрогитаре (что наверное должно указывать на организатора революции детей цветов в Америке 70-х). В последнее время Аид достиг немалых успехов в дискредитации братьев. В этом ему тайно помогает бог мировой торговли и финансов Гермес. Каким-то образом Гермесу удалось выкрасть главное оружие Зевса – небесные молнии и теперь Зевс может только бессильно заволакивать небо тучами, не в силах превратить военную угрозу в решающую победу. Ситуация осложняется тем, что Зевс уверен что молнии украл сын Посейдона и простой американки – школьник Перси Джексон.

Перси Джексон как неоконсервативный проект

В отличие от мятущегося и мягкого Гарри Поттера – Перси Джексон позитивен и решителен. Поттер учится в элитной частной школе. Перси в обычной государственной. Поттер под руководством мудрого Дамблдора закапывается в древние фолианты. Перси под руководством кентавра Хирона занимается физической подготовкой. Вообще для полубога в фильме нужны только три вещи – физподготовка, физподготовка и коротко стриженые волосы. Образ ботаника, нерда, который романтизируется едва ли не во всех прибыльных сеттингах для американской молодежи является явным злом для создателей Перси Джексона.

Первый фильм серии, по большей части просто вводит в курс дела. Он знакомит нас с монстрами, богами, оружием и, самое главное, со схемой героического квеста. Эта схема в дальнейшем будет неукоснительно воспроизводиться с незначительными вариациями, поэтому сейчас она максимально проста, наглядна и очень поучительна.

В качестве основы взяты греческие мифы. Перси (Персей) побеждает Медузу Горгону, девятиголовую гидру и избегает ловушки лотософагов. Так же в фильме начинается противостояние Перси и злого гения Люка, сына Гермеса.

Все три основных задания, во время выполнения которых происходит становление героя выполняются в разных частях Америки. США четко распадаются на три основных культурных области – Северо-Восток и Юг (которые сражались в гражданской Войне), Запад. Первый подвиг совершается в Нью-Джерси. Второй подвиг в Нэшвиле (Кентукки). Третий подвиг в Лас-Вегасе. То есть правильное исполнение всех трех заданий собирает Америку в одно целое на основании вечных консервативных ценностей, очищает от ложных смыслов (монстров) и дает любому американскому школьнику инстинктивное понимание зла и добра в простейших поведенческих практиках.

Было бы большой ошибкой пытаться втиснуть то богатое культурное содержание, которое Европа вложила в древнегреческие мифы, в объяснение тех или иных моментов фильма. Главное в фильме – простота и доходчивость изложения. Поэтому самым правильным объяснением здесь является самое простое. Например, герои дают Харону, который должен перевезти их в царство мертвых, бумажные доллары в качестве оплаты. Доллары сгорают у него в руке. Тогда Перси дает ему полновесные золотые драхмы. Харон принимает плату. Мораль проста – бумажные доллары не обеспечены ничем, кроме огромного долга и должны быть уничтожены. Столкновение с реальностью (а что может быть более весомой консервативной реальностью, чем смерть) выдерживают только золотые монеты. Америке надо отказаться от ненадежных бумажек (талеров) и перейти к твердой национальной валюте (драхме).

Перси Джексон и Медуза Горгона

Первый подвиг Перси – победа над Медузой Горгоной расшифровывается очень просто. Длинные волосы – это плохо. Это все равно, что змеи на голове. Еще Медуза Горгона (Ума Турман) одета в очень модный киберпанковский наряд, как у Нео в Матрице. А киберпанк – это очень страшное будущее для консерватора. Волосатые хакеры что-то там выделывают на компьютерах, и вдруг люди умирают от неизвестных причин. В сериале Flash Forward волосатые ученые что-то намутили с мощным излучателем, и все люди на земле отключились и попадали, как мертвые на несколько минут. Чем не окаменевшие от взглядов Горгоны люди? Герои находят в логове Горгоны золотые драхмы. На них мы видим стилизованные изображения головы горгоны. Ключевая деталь – высунутый язык, который не помещается во рту. Именно так рисовали Горгону древние греки. Именно такой портрет Эйнштейна находится в каждой американской школе.

Злой гений и соперник Перси – Люк оборудовал в своем доме в лагере для полубогов настоящий компьютерный рай. «Ко мне постоянная очередь. Люди немного устают от этой реконструкции». Ну да, в лагере все одеты в древнегреческие доспехи и с утра до ночи лупят друг друга бронзовыми мечами. Но именно эта реконструкция возвращает детей к вечным ценностям. Подросток видит в реконструкции ложь и заявляет родителям, что не будет праздновать День благодарения, Рождество, не будет молиться перед едой, потому что все это неправда. Он лучше пойдет и поиграет в компьютерную игру.

Итак – современным технологиям нужно отрезать голову. Нельзя смотреть им прямо в глаза, хотя искушение велико, иначе ты превратишься в камень. Технологии могут быть полезны только на условиях полного контроля. Они приносят стране драхмы. Отрезанную голову Горгоны герои возят за собой в мешке. Только такая технология поможет решить остальные проблемы, что с успехом доказывается во втором подвиге Перси.

Перси Джексон и Гидра

В Нэшвиле штат Кентукки, в точной копии афинского Парфенона герои сражаются с девятиголовой гидрой. В гидру превращаются уборщики-мексиканцы. В первоисточнике фильма – книге Риордана есть любопытный пассаж «Но главное, я почувствовал запах: тошнотворное сочетание мокрой овечьей шерсти, гнилого мяса и тот чудной кисловатый запах, который всегда исходит от монстров, как от тех вонючек, которые питаются только мексиканской едой».

Неконтролируемая миграция это едва ли не основная американская проблема для консерватора. О каком таком будущем Америки можно говорить, когда достаточно выглянуть в окно и увидеть «вонючку», постригающего твой газон? Поэтому, когда консерватор говорит об Америке – он говорит о белой Америке. С ползучей миграцией не справиться привычными методами. Перси исправно отрубил гидре головы, но в полном согласии с мифом на меcте отрубленной головы выросло две. Потом Перси догадался превратить гидру в камень предусмотрительно захваченной головой Горгоны.

Консерватор верит, что когда-нибудь проблема незаконной миграции будет решена. Что это будет – расовое биологическое оружие, секретные лучи – неважно, главное, что проблема решится быстро и окончательно. Кстати, в фильме взгляд Горгоны поражает еще одного человека – отчима Перси – вонючку Гейба Ульяно – бездельника и поднока, который живет на вэлфер. По мысли авторов, такому человеку, как и уборщикам-мексиканцам, нет места в «новой Америке».

Перси Джексон и общество потребления

Но самое главное испытание ждет Перси в Лас-Вегасе. Нацию подтачивает сверхпотребление, погоня молодежи за удовольствиями, увлечение наркотиками и азартными играми. Все это сконцентрировано в казино «Лотос». Всем посетителям казино очаровательные хостес предлагают розовые печенья в виде лотосов. Съев печенье герои глупо улыбаются, беспричинно смеются и полностью забывают о цели своего путешествия. В голове только одна мысль – развлекаться. Прозрение наступает когда Перси встречает длинноволосого хиппи, который уверен, что сейчас 1971 год и вечеринка только начинается. Семидесятые по своему останавливали безумный бег времени и сводили его к одному мгновению. Только это было не консервативное возвращение к вечному, а консервация порока и разврата.

Идея нового кино для молодежи проста: молодой человек должен избегать наркотиков, дискотек, казино и вообще стремления к легкой жизни и должен настраиваться на подвиги и физподготовку. Тогда у него есть шанс походить на полубога Перси Джексона и спасти Америку (мать героя) из Ада.

В заключение, хочется сказать главное. Не надо видеть в статье нападки на консерватизм. Есть много консерватизмов. В том числе и атлантический консерватизм. И Гитлер был консерватором. Общее у этих консерватизмов – одно – полное забвение христианства. Гитлер воскрешал эпоху скандинавских богов. Атлантический консерватор опирается на Древнюю Грецию и Рим, а в христианстве считается приемлемым, разве что, экзотический ветхозаветный диспенсационализм. И он обречен на поражение как и гитлеризм. Победит христианская кротость и смирение.

WIN.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе