Как снимался фильм Д’Артаньян и три мушкетера

Истории и байки о съемках фильма Д’Артаньян и три мушкетера

- Буквально в первые дни съемок мы разделились на Злодеев и Добродеев, - рассказывает Маргарита Терехова. - Злодеи были абсолютно целомудренны, вели безобидный образ жизни. 

Собирались отдельной командой и играли в детские игры по вечерам. Чинно ходили на море купаться. Я, Трофимов (Ришелье) и композитор Макс Дунаевский. А наши мушкетеры пусть они сами расскажут, как жили, как себя вели, как резвились.

Как снимался фильм Д’Артаньян и три мушкетера


Добропорядочные мушкетеры действительно резвились на полную катушку, правда, иногда увлекая в свой балаган коллег по площадке.

- Однажды положительного Трофимова напоили до полусмерти. Мушкетерам-негодяям ничего, все на местах. А кардинала на площадке нет. Еду в гостиницу, а там высоченный Трофимов, как змея, обвил унитаз... Очень его было жалко. Кардинал, конечно, это не мушкетер, - констатирует режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Впрочем, и спокойные актеры иногда выходили из себя. Так, многим запомнился заезд перед началом съемок. Директор решил сэкономить и поселил приезжих в гостиницу "Колхозная", где и обслуживание было соответствующим. Так, в те дни у постояльцев совсем не было воды. Маргарита Терехова, Вениамин Смехов и Валентин Смирнитский прилетели вместе, их никто не встретил. Увидев отель, они не растерялись и проникли в номер к режиссеру.

- Я захожу к себе в комнату, ребята проснулись. Смотрят на меня зло и молчат. Я говорю: "Понял. Сейчас директора приглашу". Пришел Бялый, а я вышел в коридор. Слышу за дверью дикий мат... Через минуту выходит Бялый красный как свекла: "Вы были правы, Георгий Эмильевич. Это очень хорошие актеры, им нужно сделать номера лучшие во Львове", - вспоминает режиссер.

- Первые впечатления от Миледи-Тереховой были специфическими. Она очаровательная, милая, чудесная женщина. Но видели бы вы, что этот добродей устроил в первый день, когда ее не встретили в аэропорту. Я вошел в гостиничный номер. Терехова, Смирнитский, Смехов орали директору: "… да если еще раз, вашу мать, из этой одесской группы нас не встретят... Мы приехали из столицы в эту ... провинцию, а нас...". Я стоял и не верил своим ушам. И понял, что это марсиане, а я - провинциальный петербуржец, - рассказывает в одном из интервью о том же случае Боярский.

Женщины и мушкетеры
Инцидент во львовской гостинице меркнет перед мастерством, красотой и самоотдачей Маргариты Тереховой, заслуженной Миледи страны. Дерзкая и женственная, она запомнилась не менее ярко, чем герои-мушкетеры. И это несмотря на то, что по сюжету Миледи - отнюдь не тепличная красотка. Для правдоподобности Маргарита Терехова могла мало спать по ночам, чтобы наутро выглядеть уставшей, ведь и ее героиня проводила ночи в дороге, выполняя задания своего шефа. Несмотря на изможденный вид, злодейка была неотразима.

- Мы с Юрой придумали для Миледи прическу. У нее должны были быть роскошные и пышные волосы, какие и были, слава Богу, у меня тогда.… До сих пор никто не верит, что это мои волосы, которые, кстати, там и сожгли почти все. Ведь каждый день перед съемками их завивали горячими щипцами. На "Мушкетерах" я все свои волосы и оставила. К концу съемок они стали как солома, - вспоминает актриса.

Не менее важную и сложную роль исполнила Алиса Френдлих. Она очень переживала, удастся ли ей вжиться в образ, но, найдя нужную деталь для Анны, моментально сыграла королеву.

- Алиса Бруновна только приехала из Ленинграда. Никаких репетиций еще не было. Я стал рассказывать, что Анна - полуиспанка-полунемка, говорил о смешении кровей, о привычках, даже о нижнем белье, которое носила Анна Австрийская. И вдруг она мне признается, что не знает, КАК играть, а я ей все время рассказываю, ЧТО играть, - рассказывает Юнгвальд-Хилькевич. - А мне-то казалось: вот приедет Алиса Бруновна и сама все сыграет. Вдруг она спрашивает, почему забитая королева отдала такой дорогой подарок. После долгих раздумий я предположил: "Подвески она подарила потому, что единственное, чем она могла насолить королю, так это отдать его же подарок! Испанское проявление непокорности, наряду с австрийской расчетливой холодностью". Мое предложение показалось Фрейндлих тем ключиком, которого ей не хватало, и эту сцену мы сняли за десять минут.

Артистки, занятые в картине, были чудо как хороши. Но и за пределами площадки актеров окружали красавицы. Многие вспоминают, что в автобусы к съемочной группе пролезали десятки девушек. Когда же команда прибывала на место, и здесь оказывались чаровницы из Львова.

- Как их там не "порешили" во Львове обманутые мужья, я не знаю, - смеется Владимир Долинский. - Мне один представитель властей сказал тогда: "Пусть будут поаккуратнее, у нас у мужиков с войны много оружия осталось. Ну, нельзя же, где съемка, туда лучшие девки бегут!". Это, правда, было так.

- Никогда ни к одному мужику на моих глазах женщины не лезли так беспардонно, как к Боярскому. Но для него жена, дети - святое. Но "дамское стадо" бесконечно исполняло вокруг него брачные танцы, - говорит Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Мушкетеры были вовсе не против такой популярности. Иногда это даже помогало им сводить концы с концами.

- Буквально на второй день после поселения в гостиницу, мы решили обмыть это событие, - вспоминал пятый в компании мушкетеров, главный враг в кино и закадычный друг в жизни Владимир Балон. - Приглядели мамзельку на кассе в магазине, пригласили ее к себе в номер. Конечно же, об этом тут же забыли, но в разгар нашего сабантуя она заявилась. Пару часов посидела с открытым ртом, послушала наши россказни и убежала. А еще через некоторое время на пороге появляется солидный грузин. Мы уже в дым пьяные были и никак не могли понять, что ему от нас надо. Грузин вытащил из кармана связку ключей, протягивает нам и говорит: "Та дэвушка, которая у вас была, - моя любовница. Я директор магазина напротив. Вот вам ключи от винного склада - пользуйтесь, только прошу вас, оставьте ее в покое. Я ее лублу!”.

Шпаги, вино, рок-н-ролл
Впрочем, выпивку актерам помогали доставать даже силы правопорядка. Поначалу режиссер не мог понять, почему его артисты все время находятся "под мухой", а по пятам за автобусом следует загадочная черная "Волга". Но вскоре выяснилось, что в автомобиле находятся вовсе не чиновники или силовики, а огромный бочонок с вином. Бочонок был с краником, и выпить виски, вина или коньяку можно было, как только режиссер отворачивался. Чудо-машина принадлежала начальнику местного ГАИ.

- Власть Хилькевича на ГАИ не распространялась, - смеется Валентин Смирнитский. - Так что он ничего сделать не мог. У нас было прикрытие железное!

В компании у каждого появилась кличка. Самый старший из друзей Владимир Балон стал Паханом, самый молодой Боярский - Лосем, Смирнитский - Вараном, а Старыгин за постоянные "подколы" - Гюрзой.

Пожалуй, их образ жизни можно было бы сравнить с буднями зарубежных рок-звезд. Во время съемок обороны Сен-Жерве веселая четверка смогла ловко подменить "киношное" вино на самое настоящее.

- Меня они на той картине испортили. Хил нас и из милиции вытаскивал, и из больницы, и из каких-то воровских компаний, а однажды даже из холодильника-рефрижератора, - вспоминал позже Михаил Боярский.

Однажды сперли украли ящик копчушки. Участник массовки, а ныне известный актер Георгий Мартиросян, отвлек продавщицу, а мушкетеры умыкнули рыбу.

- Сперва ели ее, потом меняли на лук, картошку, бутылку вина... В общем-то, копчушку мало кто брал, но жалели нас - такие приличные ребята, а дошли до ручки. И менялись. Девочки в магазинах давали нам в долг - и во Львове, и в Одессе. Но рыбу мы не украли, а взяли в долг. Потом извинились и отдали деньги, - уточняет Боярский.

А в одном приключении поучаствовали все участники труппы. После скандала с "Колхозной", всех переселили в очень богатую, популярную среди политиков, гостиницу "Ульяновская".

- Вызвали меня в КГБ и дают отпечатанные бумаги, в которых описывается, как Боярский изображал Брежнева. Объясняю, их не удержишь от пародирования. - Ну, - говорят. - Хорошо, допустим. А как вы к этому относитесь? - и снова включает магнитофон. А там Лева Дуров последними словами кроет Ленина: "Этот козел, этот лысый кретин, фашист"... Я просто на коленях умолял, чтобы хода этой записи не давали, - рассказывает Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Меня попросили актеров предупредить. "Обращайтесь к директору картины, я не воспитатель, а режиссер" - отвечаю. Когда я рассказал актерам, сначала они хорохорились. А потом притихли, перепугались и все слиняли из той гостиницы. А Лева Дуров из-за этого не получил звания.

Песни времен Дюма
Песни из фильма стали народными. В большинстве своем пели профессиональные певцы, однако актеры не теряли надежды и старались исполнить номера самостоятельно.

- На роль капитана был приглашен Лев Дуров, но он совершенно непоющий артист. А у него два сложных музыкальных номера. Что делать? - рассказывает "РГ" Максим Дунаевский. - Режиссер мне говорит: "У Дурова свой необычный, даже страшный, голос. Если запоет певец, то будет слышен подлог, поэтому петь будешь ты, потому что твой страшный голос и его страшный голос похожи". Приходим в студию и видим, что Дуров стоит у микрофона и упорно репетирует. Оказывается, три месяца каждый день он тренировался с концертмейстером своего театра. Встал, записал песню, после чего Юра ему сказал, что никто никогда не слышал такого исполнения. Непонятно было, комплимент это или нет, поэтому я тоже записал песню. На премьере в Доме кино после номера Льва Дурова зал аплодировал. Дуров победоносно оглядывал зал, так и не поняв, что поет не он.

Позже артисту рассказали, что пел за него композитор, встречаясь, они часто смеются над этим случаем. Но не только Льва Дурова решено было заменить. Например, Вениамин Смехов долго не мог взять несколько нот в "Песне Атоса". Тогда Дунаевский предложил ему выпить рюмку коньяка. После каждой рюмки исполнение становилось все фальшивее, в итоге Смехова заменил профессионал.

- Когда фильм вышел, я регулярно набирал номер телефона Дунаевского и пел ему страшным голосом: "Есть в графском парке черный пру-уд!", - рассказывает о своей обиде Смехов.

Трюки и травмы
Актеры пытались успеть сделать в фильме все, что могут. Они сами управляли лошадьми, фехтовали и выполняли трюки.

Все помнят, как в первых ценах Д’Артаньян прыгает в стог сена во время драки с Рошфором. Планировалось, что прыжок с пятого этажа совершит каскадер, но Михаил Боярский упрямо заявил, что спрыгнет сам.

- Пока я его отговаривал, он разбежался и... Я только успел скомандовать: "Камеры. Мотор!", - говорит Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Вылез из сена целый и невредимый, у всех гора с плеч. Отвернулись, разговариваем, вдруг за спиной: БА-БАХ! Боярский прыгнул еще раз - без камер, без всего, просто так: "Первый раз ничего не понял. Я должен был это почувствовать". Говорил, что хотел заработать друзьям на ресторан. Но на самом деле себя на прочность проверял. Вот такой вот Миша Боярский. Как у Дюма - настоящий псих.

При таком драйве без травм не обходилось. Валентин Смирнитский половину первого фильма работал со сломанной ногой, поэтому камеры снимали его только выше пояса, Боярский ломал руку, вышиб зуб и даже чуть не погиб.

- Рошфор был задуман как человек никогда не достающий шпагу, поэтому он не работал с каскадерами и был не в курсе хитростей фехтования шпагой с заостренным концом. Во время съемок Боярский страстно фехтовал. И тут Клюев не выдержал, выхватил шпагу и нанес Мише укол. Миша продолжал работать. Еще дубль, а Боярского нет. Я спрашиваю: "Миша! Ты готов?" Он выходит, снимаем еще дубль, а его опять нет. В те времена необходимо было снимать три-четыре дубля. Я иду за ним, подозревая, что он опять где-то "квасит". Захожу в туалет и вижу: у него изо рта кровища хлещет, а он ее сплевывает. Потом, когда рентген сделали, выяснилось, что шпага ему в небо попала. Рана была очень глубокой - всего сантиметра до мозга не хватило, - вспоминает режиссер.

Такой героизм был для мушкетеров нормой. Неважно, какие выходки они совершали до начала съемок, на площадке артисты были на высоте.

- Когда включалась камера, ребята молниеносно приходили в себя, - уверен Владимир Балон. - Однажды Мишка Боярский и Валька Смирнитский были доставлены на площадку в горизонтальном положении… прямиком из больницы - у Вальки с сердцем было плохо, а Мишка его сопровождал в "скорой". Навалившись ему на грудь, всю дорогу взывал: "Ты только не умирай!", а тот его материл и просил не перекрывать кислород. Когда их привезли на площадку, я и представить не мог, как они на лошадей залезут. Но камера заработала, и оба в мгновение ока оказались в седле.

- Мы практически не снимали мундир, не раздевались: длинные волосы, усы, конь тебя ждет, шпага рядом... Рядом море, кусты, прерии. И мы грязными руками с удовольствием едим дичь. Мы как бы естественно перешли в XVII век, а Юрка Хил поддерживал в нас этот азарт. Ему нравилось, что от нас несло табаком, вином, сеном, лошадиным потом, - поддерживает Михаил Боярский.
Текст: Дарья Воронина

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе