Как снимали «Афоню» в Ярославле и почему Данелия поменял концовку

В начале 1960-х годов молодой парень из Воркуты Александр Эммануилович Бородянский уехал в Киев, закончил строительный техникум, отслужил в армии и устроился на работу маляром. 
На снимке: памятник Афоне и Коле в Ярославле.


Однако, Александру не давали покоя мысли о замечательном фильме «Летят журавли», который он посмотрел еще в детстве. Бородянский мечтал связать свою жизнь с кинематографом.


Ему удалось поступить во ВГИК, на сценарный факультет. По словам Бородянского, иногда он чувствовал себя «приемником, который улавливает какие-то токи из космоса или параллельного мира«. На четвертом курсе ВГИК Александр Эммануилович написал дипломный сценарий «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа № 2«. Сначала Бородянский хотел сделать своего героя маляром-штукатуром, потому что сам им работал. Но потом решил, что у сантехника будет намного шире круг общения с самыми разными людьми. В наше время Бородянский постоянно повторяет своим студентам, чтобы они тщательнее выбирали профессии для своих персонажей. В современном кино главными героями становятся банкиры, киллеры, проститутки.

Но вернемся к «Афоне». Один знакомый посоветовал Бородянскому послать историю на конкурс сценариев о рабочем классе. Александр сомневался, потому что Афоня все-таки совсем не пример для подражания, хотя и обаятельный человек. Сценарий победил в конкурсе, а Бородянский получил премию размером в 1000 рублей. Сначала фильм планировали снимать на киностудии имени Довженко, но потом историей слесаря из Ярославля заинтересовался Данелия, и сюжет забрали на Мосфильм. Данелия с Бородянским дорабатывали сценарий несколько месяцев.

После того, как сценарий был закончен, Георгий Николаевич приступил к выбору актеров. По его словам, на роль Афони рассматривались три основных кандидата: Владимир Высоцкий, поляк Даниил Ольбрыхский и Леонид Куравлев. Впрочем, фотопроб с Высоцким я не нашел. Зато есть коллаж, из которого понятно, что список претендентов был намного шире. На фото можно узнать Виктора Проскурина, Владимира Меньшова, Николая Караченцова, Георгия Буркова, Валерия Носика. Почему же Данелия выбрал Куравлева? Ему хотелось, чтобы зритель сочувствовал Афоне, а не ненавидел его. Видя Куравлева на экране, к нему трудно не испытывать симпатию.

 На роль Кати пробовали Анну Каменкову. Данелия выбрал Евгению Симонову, но она уже подписала контракт на участие в фильме «Пропавшая экспедиция», который снимали на киностудии имени Горького. В итоге, Данелии удалось-таки заполучить Симонову, но нужно было снять все сцены за три дня, что, в итоге, и удалось. Кстати, по сценарию Кате 30 лет, и многие сцены пришлось исправлять под юный возраст Симоновой.
«Афоню» снимали в Ярославле. В ближайшее время я поеду туда и обязательно покажу вам, как сейчас выглядят места, где проходили съемки. Впрочем, Данелия вспоминает, что сцену на танцах снимали в Доме культуры имени Крупской в Текстильщиках.

Во время съемок в ДК, актрисе Татьяне Распутиной насыпали в бюст манной крупы, чтобы он выглядел внушительнее. В кадре появилась группа «Аракс», но песня «Солнечный остров» звучит в исполнении «Машины времени». Есть и одно популярное заблуждение, кочующее из статьи в статью. Кто-то пустил слух, что невыского парня «Козел ты, а не дама» сыграл сценарист Александр Бородянский. Нет, это актер Александр Новиков. Он служил в Театре советской армии, МХАТ имени Чехова и московском ТЮЗе. К сожалению, в 2010 году Александра Владимировича не стало.

 На съемках произошло много курьезов и интересных случаев. Леонид Куравлев отказался сниматься «топлесс», мотивируя это тем, что он «не качок». Поэтому, актер лежит с Симоновой в майке и штанах. Борислав Брондуков, сыгравший Федула, надел на себя старые вещи, которые Данелия привез с дачи. И действительно, швейцар отказался пускать Брондукова в ресторан, где проходили съемки, приняв за настоящего алкоголика. Савелия Крамарова до того любили в народе (видимо, после «Джентльменов удачи» и фильмов Гайдая), что съемочная группа посылала его на рынок, где актеру просто так дарили продукты.
Почему Данелия поменял концовку «Афони»? По словам Бородянского, в конце фильма Борщов должен был сесть в самолет и прилететь в незнакомый город. В последней сцене сантехник бредет по улице, понимая, что жизнь надо начинать сначала. Однако, другой известный сценарист Виктория Токарева предложила, чтобы в конце приземлился «кукурузник», а из него вышла Катя. Данелия согласился. Впрочем, сам режиссер вспоминает иначе: по его словам, когда на съемки приехала Евгения Симонова и начала работать, Георгию Николаевичу очень захотелось, чтобы она появилась в конце фильма. Поэтому, он поменял финал на более оптимистичный.

Фильм «Афоня» занял 3-е место в советском кинопрокате 1975 года, после мексиканской «Есении» и индийского «Бобби».

Автор
АДМИНИСТРАТОР
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе