«Июльский дождь» — самый «несоветский» советский фильм

Картина вышла на экраны в 1966 году и стала одной из лучших и самых красивых в отечественном кинематографе.

Сняв такие фильмы, как «Весна на Заречной улице» (1956), «Два Федора» (1958) и «Застава Ильича» (1964), режиссер Марлен Хуциев решил создать эпохальную картину о Пушкине. Однако во время сбора материала, подготовки набросков и размышлений о поэте и времени Хуциеву пришла в голову идея еще одной картины о своих современниках, как продолжение «Заставы Ильича».


В том фильме герои были двадцатилетними — рабочим названием картины было «Мне двадцать лет». В новой истории режиссер решил рассказать о повзрослевших 30-летних людях, показать, как они проходят через свойственную этому возрасту пору пересмотра идеалов юности и начинают видеть мир по-новому.

Сценарий к фильму «Июльский дождь» был написан Хуциевым совместно с драматургом Анатолием Гребневым, написавшим также сценарий фильма «Дикая собака Динго». Хотя в фильме нет четкой линии действия и значительных событий, а происходящее напоминает скорее набор зарисовок, особенная атмосфера притягивает внимание зрителя, не давая оторваться от просмотра. Режиссер передает свою мысль посредством особенной техники композиции и раскадровки, напоминая фильмы новой волны начала 1960-х.

Главная героиня Лена переживает период пересмотра своих жизненных позиций. Теряя самого близкого человека, она начинает понимать поверхностность своих оценок, жизнь предстает перед ней в более ясном и резком свете. Так говорил сам режиссер о своей героине.

До этого фильма Евгения Уралова была незнакома советскому зрителю. Перед этим она сыграла короткую роль в фильме «Повесть о молодоженах», оставшуюся незамеченной. Пригласив ее на съемки, Хуциев открыл ей путь в большое кино. Эффектная и яркая Уралова легко и естественно вжилась в свой образ, а ее волнующий низкий голос буквально влюбил в себя аудиторию.


На съемках фильма Уралова познакомилась со своим будущим мужем Юрием Визбором. Он играл роль Алика — ловеласа, при этом барда и участника Великой Отечественной войны. Роль всезнайки Владика исполнил ставший впоследствии известным режиссером Александр Митта. Он не умолкает ни на минуту, высказывая одно здравое суждение за другим и легко освещая любые проблемы бытия.

В фильме звучат песни Юрия Визбора, в том числе «Спокойно, товарищ, спокойно», «Ботиночки дырявые» и «Песенка о пехоте». В соответствии с духом оттепели в фильме есть и зарубежная музыка. Это фрагменты композиций группы The swingle singers, а также отрывок из песни Шарля Азнавура.

Советский и российский актер, режиссер и сценарист Иван Дыховичный называл этот фильм «совершенно не советской картиной». По его словам, Хуциев смог отразить течение реального времени так отстраненно, но в то же время так убедительно, что близко к этому не удалось подойти не соцреализму, ни какому-то другому направлению в кино.

Несмотря на оттепель, советские цензоры встретили фильм без энтузиазма. Его прокат был ограничен, а на Хуциева обрушились с критикой.

В кинотеатрах «Июльский дождь» посмотрели лишь 3 млн зрителей. В номере газеты «Советская культура» от 29 августа 1967 года было опубликовано открытое письмо Хуциеву критика Ростислава Юренева. В нем он обвинил «Июльский дождь» в слабой драматургии, затянутости, эстетизме и претенциозной режиссуре, а также  во вторичности по отношению к предыдущему фильму.

Выход фильма ознаменовал конец хрущевской оттепели. Примерно в это же время были отправлены «на полку» картины Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Киры Муратовой, Владимира Наумова и Александра Алова. «Июльский дождь» отразил настроение конца эпохи надежд перед разворотом к застою.

Автор
Газета "Культура"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе