Итоги кинофестиваля «Кадр вперед – 2012»

С 21 по 24 октября в Ярославле прошел первый фестиваль короткометражных фильмов «Кадр вперед». Среди моря откровенного непрофессионализма и трэша отыскались поистине редкие жемчужины.
В программе фестиваля оказалось не так много достойных лент. Но жюри в составе режиссера Александра Ромашова, режиссера Дмитрия Гридина и режиссера, оператора, сценариста Александра Кононова отобрало следующих победителей.

Лучший любительский фильм – «Вставай, приехали!» (Реж. Александр Ромашов)

Фильм ярославской народной студии «Корабел», несмотря на некоторую наивность формы и актерского исполнения (оно и понятно, ведь фильм любительский), затрагивает серьезнейший философский вопрос: что ожидает человека после смерти? А ждет его темная комната. А в ней то ли ангел, то ли бес в белом медицинском халатике, стучащий своими тонкими, чистенькими пальчиками по клавиатурке компьютера. Загробная жизнь в этом фильме намного реалистичнее, чем земная, со всеми ее странными хитросплетениями человеческих судеб.

Лучший анимационный фильм – «Креветки» (Реж. Роман Сафаров)

Этот клип о последних минутах из жизни креветки сводит свои счеты с обществом потребления и массовой культурой. Смешной и необременительный трехминутный фильм-симулякр.

Лучшая женская роль – Анна Силаева, роль Сони в фильме «Паззлы» (Реж. Анна Васильева)

Если бы не повезло, этот фильм Анны Васильевой мог бы с легкостью превратиться в типичный затянутый сериал об извечных сердечных женских муках, какие производятся сотнями студий для дневного эфира федеральных каналов. Но «Паззлам» повезло все-таки остаться в формате короткого метра и получить награду фестиваля «Кадр вперед». Незамысловатая история а-ля «Он + Она = вместе дружная семья» естественным образом уложилась в формат короткого метра. Соня в исполнении обаятельной непрофессиональной актрисы Анны Силаевой – главное украшение этого милого фильма.

Лучшая мужская роль – Александр Сибирцев, фильм «Любовь по графику» (Реж. Анастасия Пастори)
Фильм-антиутопия по рассказу Роберта Шекли «Мой двойник – робот» переносит зрителя в обозримое будущее, где человек поручает распоряжаться своей личной жизнью роботу, а сам погружается в пучину зарабатывания денег. Александр Сибирцев образцово играет и человека, и робота – двух абсолютно противоположных друг другу героев.

Лучшая драматургия фильма – «Грустный клоун» (Реж. Изольда Бельская). По рассказу Гурама Петриашвили.
Кадр фильма
Харьковский фильм рассказывает грустную притчу о грустном клоуне, обидевшемся на жителей своего городка, нашедших смысл жизни в…чемодане. Абсурдистская история оригинально высмеивает общество филистеров на фоне безрадостной жизни всеми забытого художника.

Лучшая операторская работа – Павел Емелин, фильм «Сказание о нас с Евгенией» (Реж. Антон Бильжо)
Кадр из фильма
Одна из немногих профессиональных лент программы кинофестиваля «Кадр вперед». Здесь самобытно все: и сценарий, и режиссура, и актерские работы. Но жюри фестиваля присудило этому фильму лишь один приз – за операторское мастерство. Но по достоинству. Снятый в черно-белой гамме фильм рисует фантасмагорическую жизнь некоего городка, где женщины из последних сил пытаются удержать стремящихся куда-то ввысь мужчин. Каждый кадр – отточенное слово. «Сказание о нас с Евгенией» - редкий пример настоящего кино, которое понятно без слов: все говорит сам за себя визуальный ряд.

Приз зрительских симпатий – «Offline» (Реж. Антон Сухонин)
Ярославскому зрителю пришлась по душе драма Антона Сухонина об особенностях общения молодых людей в современном мире. Каково вырваться из Сети и попробовать общаться в невиртуальной реальности?

Лучшая режиссура – «Ноги - атавизм». Лучший фильм – «Незначительные подробности случайного эпизода». Режиссер Михаил Местецкий.
Настоящим триумфатором кинофестиваля «Кадр вперед» стал сценарист и режиссер Михаил Местецкий. В конкурсе было представлено сразу два его фильма, и каждый из них получил высшие оценки членов жюри.

Михаил Местецкий – известный в узких кругах кинематографист. Он ярко заявил о себе в 2011 году, когда его фильм «Незначительные подробности случайного эпизода» участвовал в программе «Короткий метр» на «Кинотавре» и удостоился приза гильдии киноведов и кинокритиков. Ныне Местецкий участвовал в написании сценария к фильму «Легенда №17» о хоккеисте Валерии Харламове, который выйдет в прокат в следующем году.

«Незначительные подробности случайного эпизода» и «Ноги – атавизм» - абсурдистские ленты, обобщающие проблемы современного русского человека. В «Незначительных подробностях» абсурдная ситуация (два поезда встали на железнодорожном перепутье на долгие годы) – лишь приглашение пофантазировать на больные и вечные темы: любовь и одиночество, жизнь и смерть, дураки и дороги, власть и народ...

«Ноги – атавизм» - уже более острый, публицистический фильм. Ведя рассказ о жизни некоего великого физиолога Пахомина, занимавшегося исследованием ног, Местецкий проходится по болевым точкам телевидения, науки, искусства. Что это? Шутка, пародия, симулякр? Сам автор называет фильмы такого рода «панк-роком» в кино.

«Ноги - атавизм» - лучший фильм фестиваля, так как в нем Местецкий отходит от традиционного понимания короткого метра как ущербного варианта большого. Режиссер ищет новый язык, исходя из которого «шорт» - не наименование формата, а самостоятельный вид кино, вбирающий в себя свойства и признаки других.

Остается лишь пожелать молодому кинофестивалю «Кадр вперед» и в дальнейшем привлекать в свой стан такие же прогрессивные фильмы и имена. Рождение состоялось.

yakinoed.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе