кадр из фильма "Сталинград"
В уходящем году случилось давно ожидаемое событие: российское кино трижды за год становилось лидером российского проката. Сначала это удалось ленте «Легенда № 17» Николая Лебедева, потом — «Сталинграду» Федора Бондарчука и, наконец, фильму Жоры Крыжовникова «Горько!». Наверное, это радостный факт. По крайней мере, словосочетание «возрождение российского кино» перестало фигурировать со знаком вопроса — теперь общественность поставила тут радостный восклицательный знак. И все, кажется, успокоились, поверив в то, что никто не осмелится поставить после восклицательного знака многоточие.
Конечно, если измерять степень успеха всякого искусства и кинематографа в частности в денежном выражении, то повод для гордости, несомненно, есть. 66 млн долларов, собранных в прокате «Сталинградом», — это почти в два раза больше кассовых сборов мирового прокатного лидера, голливудской франшизы «Голодные игры. И вспыхнет пламя». И дело даже не в сумасшедших затратах на рекламу «Легенды № 17» и «Сталинграда» — дело в том, что добровольным пиарщиком этих фильмов выступили власти. «Легенду № 17» пропиарил сам президент РФ Владимир Путин, «Сталинград» не единожды в восторженных тонах упоминал министр культуры РФ Владимир Мединский. Трудно представить себе пиар более эффектный и эффективный. В результате зритель повалил на эти фильмы, составив им более чем приличную по нашим меркам «кассу».
Впрочем, и без «властного» пиара, будем справедливы, эти картины наверняка собрали бы свои миллионы. Ну, пусть немного меньше, ну, не окупился бы «Сталинград» в два раза, а окупился бы в полтора, посмотрели бы его не шесть, а, скажем, четыре миллиона зрителей — какая беда? Возрождение российского кино не состоялось бы? Смущает только одно. Власти громко проталкивали то, что и так само пробило бы себе дорогу. Президент и Минкульт всячески вербально поддерживают «Сталинград» и «Легенду», а Фонд кино, распределяющий государственные деньги, охотно вторит им, выделяя деньги на заведомо кассовые фильмы. Таким образом, фонд, по сути, превратился в своеобразный банк. Но не хочется, чтобы национальная страсть к гигантомании добралась до культуры, сведя понятие успеха к сумме кассовых сборов. Нужно, чтобы у власти находились люди, которые любят кино. Или чтобы рядом с начальниками были люди, которые любят и знают кино. И понимают, что никогда искусство и культура не будут измеряться цифрами и статистикой.
Так вот — если бы культурой занимались люди, в принципе представляющие себе, что гордость всякого кинематографа составляют режиссеры, снимающие некоммерческое кино, они бы употребили административный ресурс в лоббировании искусства, а не только «блокбастеров». Они бы понимали, что «нужный» фильм — это всегда не тот, что удобряет молодежный патриотизм, а «патриотический» — совсем не обязательно тот, в котором отражены доблесть русского оружия и спортивные победы. А тот, что умным содержанием и свежим художественным языком ляжет в культурную копилку страны. К слову, великими кинодержавами сделали Италию некассовые и непростые Антониони, Росселлини, Феллини, а Францию — не слишком коммерческие Годар, Трюффо, Рене. Тарковский даже не знал, что такое кассовые сборы, но стал для зарубежных зрителей символом русского кино.
Если уж государство превратилось в огромное пиар-агентство, что ему стоит хоть изредка не только кидать небольшие суммы российским некоммерческим режиссерам, но иногда, опираясь на мнение независимых экспертов, и поддержать словом Алексея Федорченко, Андрея Звягинцева, Николая Досталя, Константина Лопушанского, Юрия Мамина, Александра Миндадзе? Усилий никаких, а польза явная.
И все-таки не надо печалиться: наше кино живо и местами даже здорово. Убедительный кассовый успех комедии «Горько!», вырвавшейся в лидеры только за счет «сарафанного радио», редкое единодушие зрителей и критиков в оценке фильма Александра Велединского «Географ глобус пропил», выход в широкий прокат смешной хулиганской ленты Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Интимные места» — еще пару лет назад такое было немыслимо. Так что возрождение еще может случиться. Если только административный ресурс не помешает.
АВТОР: ЕКАТЕРИНА БАРАБАШ
Профиль