Инесса Ковалевская: Настоящий Чебурашка возник именно благодаря Леониду Шварцману

Режиссёр мультфильма-мюзикла «Бременские музыканты», открывшего новую страницу в истории отечественной анимации, а также всех своих рисованных историй, где музыка неизменно на первых ролях: «Катерок», «Как Львёнок и Черепаха пели песню», «Детский альбом», «Чучело-Мяучело», «Картинки с выставки», «Приключения кузнечика Кузи», первый лауреат национальной анимационный премии «Икар» в номинации «Мастер» (2015) о Леониде Шварцмане, Чебурашке и пока несбыточной мечте – продолжении «Сказок-мультяшек»

Инесса Ковалевская. Первая церемония вручения национальной анимационной премии «Икар» (2015). Фото Алексея Юшенкова.

— Инесса Алексеевна, почему только в начале 2000-х, когда вы как режиссёр ставили по своему сценарию музыкальную сказку-считалочку для малышей «Дора-дора помидора» на «Союзмультфильме», ваши пути с Леонидом Шварцманом наконец пересеклись? И для вас, и для него этот рисованный фильм стал последней работой на студии…


ik_1.jpg

Инесса Ковалевская. 1963 год. Фото из архива Инессы Ковалевской.

— Леонид Аронович всегда был востребованным и очень занятым художником и работал с лучшими режиссёрами студии, с которыми у него были личные и хорошо налаженные контакты. Нас же по-настоящему свела и подружила судьба в виде перестройки, развала студии и совместной отчаянной борьбы (вместе с ещё несколькими ветеранами) за её сохранение. Борьба закончилась неудачей. Но это уже отдельная история, требующая тщательного исследования киноведами. Однако мы с Леонидом Ароновичем выпустили книжку, в основе которой лежали ранее написанные сценарии, один из которых, а именно «Дора-дора помидора», нам действительно удалось воплотить в жизнь.

— Вы нашли общий язык со Шварцманом без труда?

— Леонид Аронович — талантливый и высокопрофессиональный художник, бесконечно преданный любимому делу — мультипликации. Так что специального языка даже не пришлось искать.

— Обсуждали ли вы со Шварцманом эскизы рисунков для «Доры-доры помидоры», кто как из обитателей деревенского двора должен выглядеть? Вас не смущало, что котёнок Тишка здесь похож на котёнка по имени Гав из пяти одноимённых историй с рисунками Шварцмана, а пёсик — на взрослого пса оттуда же?

— Разумеется, всё это подробно рассматривалось и обсуждалось. Но работалось нам легко, и творческих разногласий у нас не было.

Что же касается некоторой похожести персонажей, то почему бы и нет, если художнику так хочется!

— Насколько успех мультфильма зависит от внешности персонажа?

— Вопрос интересный и очень серьёзный. В своей очередной книжке «Кто на солнышке лежит» о создании мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню» (1974), которую сейчас готовлю к изданию, я довольно подробно об этом рассказываю. Исхожу из того, что зритель должен полюбить героя, и тогда к фильму придёт настоящий успех и долгая память.

Самый яркий тому пример — всеми любимый Чебурашка. В книге Успенского Чебурашка описывается как некий зверёк с пушистым хвостом и длинными ушами. Вероятно, что-то вроде помеси белки и зайца. Таким его первоначально изображали иллюстраторы. Но настоящий Чебурашка возник именно в процессе создания мультфильма, благодаря работе художника-постановщика Леонида Шварцмана. Фильм вышел на экран и навсегда остался в памяти многих поколений зрителей, больших и маленьких. Об этом же говорят и памятники Чебурашке и крокодилу Гене, поставленные в разных российских городах. Интересно, удостоится ли чего-то подобного современная анимация?

— Ваша книжка «Кто на солнышке лежит» выходит в московском издательстве?

— Да, конечно. Но — за мой счёт. Точно так же пять лет назад на свои деньги — отсюда маленький тираж, всего 500 экземпляров, и довольно высокая стоимость — издала книгу об истории создания «Бременских музыкантов». Хотя она оказалась очень востребованной.

— На «Бременских музыкантах» вы работали с Максом Жеребчевским, на «Катерке» — с Даниилом Менделевичем, на не менее звёздном «Как Львёнок и Черепаха пели песню» — с Борисом Акулиничевым. Есть ли что-то общее в стиле и подходе к работе у Леонида Шварцмана как представителя старой союзмультфильмовской школы и всех этих художников, которые его моложе?

ik_2.jpg

Инесса Ковалевская и художник-постановщик «Бременских музыкантов» Макс Жеребчевский. 1969 год. Фото из архива Инессы Ковалевской.

— Художники приходили на киностудию «Союзмультфильм» и зачастую оставались там навсегда. В результате даже у самых разных художников, работавших на студии, непременно вырабатывалось что-то общее. Прежде всего отношение к созданию мультфильма, очень бережное и ответственное. И — огромное желание показать зрителю, и особенно детскому, всё разнообразие изобразительного искусства. Разумеется, в рамках мультипликации. Леонид Аронович Шварцман — яркий представитель духа и традиций прежней киностудии «Союзмультфильм».

— И всё-таки в чём уникальность Шварцмана?

— В его простоте, доброте и трепетном отношении к своему зрителю, выраженном в его работе как художника, так и режиссёра.

— Что для вас общение со Шварцманом?

— Прежде всего это ценность общения с человеком, который придерживается таких же взглядов на творчество, на искусство и на любимую работу.

Но мне лично Леонид Аронович помог и в очень тяжёлый период жизни, когда в момент перестройки я оказалась без работы, без денег — поскольку вклады растворились, и лежала дома после операции с сомнительной перспективой встать на ноги. Именно тогда пришла его неожиданная помощь — и материальная, и психологическая. До сих пор иногда я пользуюсь ходунками, которые он мне привёз после своей поездки в Америку.


Леонид Шварцман

С тех пор мы стали большими друзьями и даже кое-что, о чём шла речь выше, вместе создали.

— Когда-то вы сказали, что «самый интересный зритель — дети. Потому что они начинают жизнь, знакомятся с нею, выясняют, что такое природа, животные, окружающий мир». И ещё: «Детское кино должно воспитывать, а не только развлекать. Нет, каждый фильм должен иметь какую-то воспитательную задачу непременно». Вы по-прежнему так считаете?

— Теперь я бы сказала точнее: мультфильм должен иметь задачу воспитательно-образовательную, но непременно в увлекательной, игровой форме. Эта форма может быть самой разнообразной. Всё зависит от таланта создателей фильма.

— Вы совпадаете во мнении со Шварцманом, который, отвечая в своё время на мой вопрос, с огорчением отметил, что современным детям «скучны наши старые мультфильмы, которые полны юмора, изобретательности, ненавязчивой поучительности, человечности»?

— Я тоже так думала до работы над своей книгой о создании мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню», о которой уже упоминала. Заинтересовалась этим вопросом, заглянула в Интернет и с радостным удивлением узнала, что дело обстоит не совсем так. Отзывы современных зрителей убедили меня в том, что советские мультфильмы помнят и любят. И эта любовь перешла от дедушек и бабушек, пап и мам к детям, внукам и правнукам.

И ещё. Поинтересуйтесь, сколько в разных городах России поставлено памятников любимым героям любимых мультфильмов. Например, в Красноярске на большой площади в сквере, невдалеке от фонтана, стоит скульптурная композиция с известными фигурами — Трубадуром, Ослом, Котом, Псом и Петухом, персонажами из «Бременских музыкантов». А сколько по стране тех же Чебурашек и крокодилов по имени Гена? Бессчётное количество. Уверена, что все эти памятники поставлены не по решению сверху, а по инициативе самих граждан — и даже иногда на собранные ими средства. И обратите внимание — вся эта информация есть опять же в Интернете — на дату создания этих памятников и отзывы посетителей.


— С экрана мультипликационные герои с теми же «лицами» перешли в вашу книгу, проиллюстрированную Леонидом Шварцманом — в «Сказки-мультяшки». То есть вы продолжили с ним сотрудничество и вне стен студии, и он один из ваших любимых художников или даже самый любимый?

— Конечно, всё это так. И хотелось бы подумать о продолжении «Сказок-мультяшек». Вернее, эта книга уже написана и даже есть иллюстрации, сделанные Леонидом Шварцманом. Но нужны издатель и деньги. А вот найти их ни Леониду Ароновичу, ни мне уже не по силам. Так что ждём, кто бы откликнулся…

Мои пожелания Шварцману? Желаю Леониду Ароновичу здоровья и ещё долгих лет жизни. Мы все на него равняемся. А издание этой книги было бы очень хорошим подарком к такому замечательному юбилею замечательного человека.

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе