Игры вне разума

Журналист Михаил Шахназаров — о том, насколько конъюнктурны некоторые западные фильмы.
Михаил Шахназаров. Фото из личного архива

В соседнем зале зритель пытался насчитать 50 оттенков не самого яркого цвета в палитре красок, а на экране нашей аудитории разыгрывалась драма времен Второй мировой войны. Слоган фильма «Игра в имитацию» звучит так: «Основано на невероятной, но реальной истории».

Всё верно. Только слово «основано» я бы заменил на слово «передернуто». Ведь есть страницы истории, к которым прикасаться надо бережно: перелистывать их надо очень аккуратно. Но норвежский режиссер Мортин Тильдум, 3 года назад отметившийся неплохим боевиком «Охотники за головами», решил, что иногда историю и переписать не грех. Вырвать страницы, да и переписать немного.

Повествование в картине идет о специальной лаборатории Hut8, созданной для разгадки кода немецкой шифровальной машины «Энигма». Главой отдела назначают гениального математика Алана Тьюринга, человека, сыгравшего большую роль в развитии современной информатики.

Но вот что странно. Авторы, скрупулезно воссоздав образ англичанина, делают упор, допустим, не на его увлечение бегом и серьезные результаты в этом виде спорта, а на ориентацию.

Дело в том, что Алан Тьюринг был гомосексуалистом и от этого жутко страдал. Однокашники заколачивали его под половые доски в классе, высыпали на голову блюда с гарниром, смеялись над его заиканием. В итоге Тьюринг начал сторониться людей и предпочитал вести замкнутый образ жизни.

Работа над кодами «Энигмы» стала вызовом, с которым по фильму Тьюринг блестяще справился, руководя командой талантливых гетеросексуалов. Только вот в жизни всё происходило совершенно по-иному. Тьюринг действительно занимался анализом кодов и работал над взломом «Энигмы», но отделом Hut8 руководил Александр Хью.

То есть понимаете, к чему была создана эта кинематографическая мистификация? К тому, что западный зритель должен знать: войну выиграли не только США и Англия, но и бравые гомосексуалисты. Вернее, согласно фильму «Игра в имитацию», победу одержал один гомосексуалист — Алан Тьюринг.

Эта идея открыто звучит в диалогах и монологах героев фильма.

Среди которых, естественно, есть и антигерой. Это советский шпион, давно раскрытый МИ6, но необходимый для передачи Сталину потоков дезинформации. Здесь стоит заметить, что сценаристы не пожалели и Уинстона Черчилля, которого агент всё той же МИ6 называет параноиком. Но главное ведь не разговоры, а преданность Родине и результат. Преданность Тьюринг показал настоящую, но его заслуг власти Королевства не оценили.

Узнав о гомосексуальных наклонностях ученого, власти приняли решение подвергнуть математика химической кастрации. Но и это еще не всё. Советские шпионы уничтожили все документы, в которых были отображены заслуги Тьюринга перед английской короной. Правда, зачем это понадобилось советским агентам, похоже, не поняли и авторы сценария.

В процессе просмотра возник вопрос. А как же фильм «Энигма», посвященный тому же эпизоду Великой Отечественной войны и вышедший на экраны в начале нулевых? Там тоже гениальный математик, он тоже руководит отделом криптографов. Но зовут его Том Джерико и спит он со своей прекрасной коллегой, даже не думая бросать взгляды на торсы проходящих мимо военных.

Всё ясно. Фильм «Энигма» посвящен истории Второй мировой войны, а фильм «Игра в имитацию» — это попытка извиниться перед безвинно пострадавшими английскими гомосексуалистами. Это даже в титрах зафиксировано. И цифры приведены, что в период с 1885 по 1967 год в Англии безвинно пострадало 49 тыс. мужчин нетрадиционной ориентации. А еще сказано, что королева-мать реабилитировала Алана Тьюринга.

Понятно, что кино есть кино. Но явно не случайно лента увидела свет в преддверии 70-летия победы над фашизмом. Если уж министры иностранных дел и премьер-министры некоторых развивающихся стран позволяют себе во всеуслышание глумиться над историей нашей великой Победы, то какой спрос с кинематографистов?

Тем более что государственные чиновники часто меняются, уходят в небытие их высказывания, а кино остается. Более того, такое кино сейчас усиленно продвигается. «Игра в имитацию» номинирована на премию «Оскар» в восьми номинациях. Это при том, что фильм получился достаточно посредственный и на роль шедевра мирового кинематографа никак не тянет. Зато отлично тянет на конъюнктуру западного рынка, что хорошо отражают слова главного героя: «Знаешь, почему людям нравится насилие? Потому что людям от насилия хорошо на душе».

Своеобразная философия, не правда ли?

А главное — близкая тем, кому сейчас так нужны игры в имитацию. Особенно игры в имитацию совести, игры в имитацию правды и игры в имитацию миротворчества.

Касательно насилия.

Глумление над историей тоже своего рода насилие. Скорее даже одна из особо извращенных его форм. Странно, что российским кинопрокатчикам так не кажется.

Михаил Шахназаров
Автор
Михаил Шахназаров
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе