Эти смешные «Бесы»

Владимир Хотиненко: «Вот если бы младшего Верховенского сыграл Джонни Депп!».

С Владимиром Хотиненко мы встретились на пленуме правления Союза кинематографистов России, где он, как всегда, отстаивал интересы молодых. Обсудив злободневное, мы поговорили и о новом собственном проекте Владимира Хотиненко. Его фильмы «Зеркало для героя», «Патриотическая комедия», «Макаров», «Мусульманин», «72 метра», «Поп», «Достоевский» вызвали бурные дискуссии зрителей и профессионалов, ни один не проходил незамеченным. Теперь он решился на «Бесов».

фото: Геннадий Черкасов

— У многих складывается ощущение, что молодые кинематографисты, которых приглашают на пленумы и прочие официальные мероприятия, какие-то специально подготовленные люди, транслирующие чужие идеи.

— Вы имеете в виду, что их специально надрессировали? Не думаю. Я общаюсь с ними постоянно и на Высших курсах, и во ВГИКе, и на мастер-классах, и вижу, что все они очень разные. После письма, которое группа молодых кинематографистов написала Михалкову, их стали шельмовать. А почему не предположить, что они такие и есть, что никто их не подталкивал к тем или иным поступкам?

— Вы только что говорили на пленуме, что заматывается на всех уровнях вопрос о массированной поддержке дебютов. Так что делать в этой ситуации?

— Проблему запуска обоймы дебютов можно решить только волевым решением кинематографического сообщества и тех, кто занимается финансированием. Другого способа не вижу. Деньги-то есть — те, что выделяются на кино в целом. Никто дополнительно ничего не даст. Нужно собрать пакет сценариев, провести серьезную подготовительную работу, распределить ее по студиям. Минимум 20 дебютов в год должно быть запущено. Недавно узнал чумовую цифру, Оказывается, во Франции выпускается 70–90 дебютов. Наши 5–7 фильмов — мизер по сравнению с этим, просто чушь свинячья! Если не подпустим молодых к производству — значит, мы просто не заботимся о нашем кино. Если не совершим марш-бросок, то будет полное ку-ку. Молодые засохнут. Не надо ждать 2014 года, как предлагалось на пленуме, чтобы объявить его годом молодежного кино и тогда начать действовать.

— Притом вы всегда заняты собственными проектами...

— Я занимаюсь «Бесами» Федора Михайловича Достоевского и уже год живу этим. Планируется четырехсерийный фильм. Я написал уже один вариант сценария. Недавно к работе подключился еще один сценарист. Параллельно идет кастинг. У меня есть свой «золотой фонд» замечательных артистов, но, к сожалению, они не подходят по возрасту. Как минимум надо найти трех блестящих, талантливых исполнителей на роли Ставрогина, Верховенского-младшего и Лизы.

— Не мало ли четырех серий для «Бесов»?

— Да нет, нормально. Я в идеале хочу сделать еще и полнометражный фильм. Пытаюсь уговорить продюсеров. Анджей Вайда снял «Бесов». Мне кажется, что даже у такого выдающегося режиссера они не получились. Одна из причин — буквальное следование литературе. Когда мы начинали проект, я задавал продюсерам вопрос: «Будем Достоевского делать или его актуализировать?» Остановились на первом. Главное — суметь адекватно перевести его прозу и мысли на язык кино. И тогда вопрос объемов не будет стоять по существу. Как литература «Бесы» совершенны. Это как скульптура Давида. Хотя у Федора Михайловича было много вопросов к собственному произведению, ему не хватало времени на шлифовку.

— Будете одну линию вытягивать?

— Нет. Хотя в романе есть линии, которые можно исключать. Скажем, первая его треть — своего рода преамбула, от которой в кинематографической версии можно избавиться, сделать все энергичнее. Я ищу стиль. Он позволит прочитать Достоевского, а я хочу сохранить текст, его смысл и диалоги. Стиль распространяется на игру актеров, на понимание персонажей и позволит сделать современную версию, не актуализируя роман внешне.

— А как вы для себя определяете понятие стиля?

— Отвечу без красивых формулировок. Существует некий референс на исполнителей. Если бы младшего Верховенского сыграл Джонни Депп, то все было бы ясно. Никто же не скажет, что он несерьезный актер. Это я к тому, что часто забывается, что в «Бесах» очень много смешных вещей. Их нельзя утяжелять. Моя жена Таня изумилась, увидев, что я сижу с книгой и смеюсь. Она спросила: «Что ты читаешь?» А я в тот момент просто ржал. Узнав, что это «Бесы», крайне изумилась. Но там действительно есть очень много смешных вещей. А у персонажей поведение эксцентрическое. Один Ставрогин чего стоит — с укусами, тяганием за нос. И в этом есть небольшой сдвиг, отрыв от реальности. Можно использовать стиль как инструмент для ее вскрытия. Сейчас ни одно произведение так не актуально, как «Бесы». Мир поменялся, изменилось восприятие людей. Но если его делать буквально, появится тяжеловесность, которая помешает многое воспринять.

— Надеетесь, что вам дадут возможность спокойно работать, не гнать?

— Думаю, да, насколько это вообще возможно на телевидении. Все-таки данный проект — престижный, имиджевый.

материал: Светлана Хохрякова

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе