Эстетизм и политическая дезориентанция

Когда выстрел сменяется мелодией: еще раз об «Ангелах революции».
В начале января «Открытая левая» опубликовала рецензию на фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции». 

Согласно авторской логике, фильм деполитизирует историю революции и художественный авангард, и тем самым некритически цитирует принятый в современной России официальный взгляд на историю и искусство. Элла Россман предлагает альтернативный взгляд на содержание картины, обнаруживая в ней социально-критическое сообщение.  


 «Ангелы революции» – типичный пример фильма-обманки. Название и первые кадры как будто бы не оставляют зрителю никаких сомнений: речь пойдет о конкретных исторических событиях. Главная героиня истории здесь Революция, и прекрасная Полина Шнайдер в экзотической раннесоветской обстановке есть ее аллегория и символ.

Чтобы, трактуя фильм, не попасться в ловушку, имеет смысл обойти этот центральный образ, напоминающий о себе в каждом кадре. Можно взять какую-то небольшую, но примечательную деталь, нечто более отвлеченное. Я бы начала с терменвокса.



Терменвокс – это единственный в мире бесконтактный музыкальный инструмент, придуманный в 1919 году петроградским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Конечно, терменвокс – это еще один атрибут революции, электрифицированный оркестр электрифицированной эры. В фильме он возникает в двух узловых моментах повествования: в предыстории, рассказывающей зрителю о главной героине – революционерке Шнайдер, и в сцене финального праздника, организованного коммунистами для жителей севера, которых они в течение некоторого времени интенсивно наставляли на истинный путь.

В обеих сценах героиня, в течение всего фильма собранная, предельно внимательная и невозмутимая, теряет контроль над ситуацией и оказывается в опасности, упуская связь с происходящим. В первом эпизоде она во время перестрелки в здании театра видит необычный инструмент и, отложив оружие, увлеченно пробует играть. И тут же чуть не получает пулю, чудом избежав смерти благодаря одному из товарищей. Этот товарищ (и, как мы можем впоследствии предположить, возлюбленный) отказывается ехать вместе с Полиной и ее командой на север, будучи при этом вполне уверенным в успехе ее дела. По окончании миссии, снова оказываясь рядом с терменвоксом, Полина музицирует и вместе с другими красными просветителями погибает от рук хантов и ненцев.



История с терменвоксом очень важна для всего фильма; она же подсказывает нам возможный путь к пониманию его основной идеи. Когда выстрел сменяется мелодией (тем самым между мелодией и выстрелом устанавливаются отношения равенства), случается красивая, несколько абсурдистская и порою даже комичная трагедия. Так фильм Федорченко связывает крайнюю степень эстетизации политики с полной политической дезориентированностью, утратой возможности критически оценить свою позицию, властные отношения, перспективы, с потерей политической субъектности. Эта дезориентация символически маркируется в фильме как смерть.

Политический философ Франклин Анкерсмит в книге «Эстетическая политика» и в ряде своих статей развивает мысль об эстетической природе политического. В основе каждой политической идеи, по Анкерсмиту, лежит метафора, а метафора – это троп, принадлежащий миру художественного текста. Привлекательность той или иной метафоры определяет интерес к политической доктрине и соответствующую позицию.

Если принимать идею Анкерсмита, то основным вопросом фильма становится: «Где мера?». Как измерить уровень эстетического в разных политических идеях и событиях? Как отличить «нормальную», допустимую эстетизацию от «ненормальной», чрезмерной? Евгений Добренко в «Политэкономии соцреализма» описывает советское общество начиная с 30-х гг. как общество, полностью подчиненное идее постоянного производства и перепроизводства новых репрезентаций. Это политический проект, превратившийся в проект почти исключительно эстетический, – таким он показан и в фильме. Однако подобных крайностей в истории не так уж много, в остальных случаях нюансировка может быть более тонкой. Как быть с этим? И как быть с революционной поэзией, песней – со всем, что дает силы изменять?



Режиссер Федорченко и автор сценария Денис Осокин (он же автор произведения, на основе которого снят фильм), как и все художники, уклоняются от ответа на поставленные вопросы и потому избегают монохромной картинки и односложного высказывания. Для них ситуация России 20-30-х гг., подобная показанной в фильме – это сложносочиненная мистическая история, x—files. Эпопея о сильных страстях, неясных мотивах и тоске по красоте в контексте беспорядочного убийства. Именно это может завораживать, пугать и увлекать, но ни в коем случае не должно называться политикой. А Федорченко с Осокиным и не называют – и в этом они последовательны и критичны.
Автор
Элла Россман – гендерный исследователь, критик
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе