Девятые врата открыты снова

Да, мы видели российских Болканов и Корсо, ищущих девятые врата. 

Более того, мы наблюдаем их и сейчас – только теперь они перестали быть маргиналами, чудаками, а стали вполне успешными, уважаемыми людьми, в чём-то даже идеологами новой России. Не все, конечно – большая часть их либо физически, либо духовно и социально умерла.


25 августа 1999 года состоялась премьера киноленты Романа Полански «Девятые врата».

К этому фильму сложно присовокупить эпитет «великий», «культовый», а вот «знаковый» вполне можно – и даже нужно. «Девятые врата» Полански стали, по сути, сводной, резюмирующей работой по отношениям человечества (его творческой или, что точнее, ищущей части) с Князем Мира сего в веке XX. Тут, полагаю, уместно вспомнить диалог Кевина Ломакса и Джона Мильтона (блистательная роль Аль Пачино) в «Адвокате дьявола»: «Кто же ты? – О, у меня так много имён. – Сатана? – Зови меня папой…»

Итак, год 1999-й – неслучайно делаю на этом акцент – грохочут многочисленные пророчества относительно конца света.

Тут и там клокочут предсказания о приходе антихриста. Человечество погружается в мистику и эсхатологию, как в тёплую ванну – и постепенно выясняется, что в ванну эту выпущена чья-то кровь. Из «1999» мы вычленяем «999» и тут же понимаем, что это перевёрнутые «666» – три шестёрки, число Зверя. Один из героев фильма «Конец света» – католический священник – поясняет нам: «В пророческих снах цифры часто виделись как бы наоборот, перевёрнутыми. Поэтому число зверя на самом деле – 999…»

Да, всё подгоняется под год 1999-й, под конец не только века, но и тысячелетия – мир бурлит мистикой, закипает пророчествами, и кино тут – не исключение; наоборот, оно мчит впереди всех. Фильмы, посвящённые концу света, приходу Антихриста, наступлению царства Сатаны, появляются один за другим. Характерный пример – уже названный мною «Конец света», который задумывался как успешный блокбастер, но славы не снискал, несмотря на главную роль Арнольда Шварценеггера, песню от Guns’n’Roses и блестящую игру ирландца Гэбриала Бирна в роли дьявола. Недооценённый, кстати, как по мне, фильм.

Ещё более странная судьба у шедевра Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», вышедшего 3 сентября 1999 года (через неделю после «Девятых врат»). На мой взгляд, это один из лучших фильмов последних десятилетий XX века, блестяще закрывающий столетие, но при этом ни зрители, ни критики (впрочем, кто хочет думать?) не уловили и десятой части смыслов, заложенных гением (а Кубрик был именно что гением). Тут нет темы – в прямом, скажем так, исполнении – пришествия Антихриста, но есть тема оккультного, скрытого, тема тайных обществ и заговоров, а некоторые сцены, к слову, напрямую коррелируют с аналогичными сценами из «Девятых врат», что лишний раз подчёркивает одни «источники вдохновения» двух больших режиссёров.

Я мог бы назвать ещё три десятка фильмов в духе 1999-го, но остановлюсь на этих и заявлю, что «Девятые врата» находятся где-то между ними. Не так топорно, как «Конец света», но и не столь гениально, как «С широко закрытыми глазами». При этом именно лента Полански – настоящее пиршество мистиков, сатанистов и конспирологов, раскладывающих на сатанинские молекулы песни Eagles и Джимми Пейджа, штудирующих труды Алистера Кроули и мечтающих поучаствовать хотя бы в одной оргии в доме Антони Шандора Лавэя.

Тут надо понимать не только контекст 1999-го, но и то, что уже произошло до него. А произошло то, что сатанизм стал ультрамодным и в чём-то даже обязательным для достижения успеха, который слишком много значит между людьми. В Сан-Франциско действовала Церковь Сатаны под руководством Антони Лавэя. Её посещали власть имущие, а также просто очень известные личности. Сама Церковь поставляла девиц в высшие эшелоны шоу-бизнеса и политики (Мэнсфилд, Монро и др.). Сатанинские оргии стали чем-то вроде альтернативных заседаний парламента и закрытых клубов политиков/бизнесменов. Мир музыки, кино пропитался сатанизмом, как простыня потом больного. С дьяволом, с оккультизмом заигрывали едва ли не все рок-музыканты: от Мика Джаггера и Дэвида Боуи до Оззи Осборна и Джима Моррисона.

В общем, как говорит всё тот же герой Аль Пачино (Сатана): «XX век был моим веком» – и с этим трудно не согласиться. Аналогичное констатирует и дьявол в исполнении Бирна, прогуливающийся по городским улицам. Собственно, ожидание прихода Антихриста, наступление его царства – пожалуй, одна из ключевых констант второй половины XX века.

При этом сам Полански снимает культовый фильм «Ребёнок Розмари», после просмотра которого остаётся либо присягать Сатане, либо бежать в Церковь отмаливать грехи. Картина Полански – о том, как дьяволопоклонники ожидают прихода в мир антихриста, и он должен родиться 6-го месяца 1966 года. Фильм предельно жуткий, но не за счёт скримеров и шокинга, как делают сейчас, а за счёт особенной атмосферы. Фильм вышел в 1968 году, а в 1969-м жену Полански Шэрон Тейт зверски убили фанатики из секты Чарльза Мэнсона. Эту расправу Квентин Тарантино, в частности, запечатлел в своей ленте «Однажды в Голливуде». Факт массового убийства общеизвестен, а вот о том, что Шарон и гости устраивали сатанинские оргии, знают куда меньше. Самого Полански, кстати, позднее судили за педофилию – тоже деталь.

Говорить о подобных фактах и домыслах можно, на самом деле, бесконечно – я лишь вскользь затронул тему, – но меж тем всё это крайне важно для понимания того, «из какого сора растут стихи» (или фильмы). «Девятые врата» – переходим, наконец, к ним – образцовая в данном контексте лента. Итак, пронырливого охотника за редкими книгами Дина Корсо (шикарен нуар-образ, созданный Джонни Деппом) нанимает богатый коллекционер Борис Болкан. Кстати, идеальное имя для инфернального персонажа, мечтающего якшаться с Сатаной. «Корсо» же означает «беги» – опять же с намёком, ясно дело. В оригинале, правда, Болкана звали Борха. Полански снял фильм «Девятые врата» по книге Артура Переса-Реверте «Клуб Дюма» – так считается, но верно это лишь отчасти. По факту, взята лишь часть сюжетной линии, хотя и та серьёзно переделана. «Ребёнок Розмари» – тоже экранизация. У Болкана имеется книга (да, да, сила по-прежнему в книгах, а не в этих ваших телеграмах и ютюбах) под названием «Девятые врата в царство призраков», написанная Аристиде Торкиа, позднее сожжённым за свой труд на костре.

Впрочем, очень скоро Корсо узнаёт, что к созданию книги имел причастность сам Люцифер, оставивший свои послания в эстампах (гравюрах). Есть и ещё две книги – их, собственно, должен изучить Корсо. Ясно, что хозяевам таких ценностей не жить. Погибнуть должен был и сам Корсо, но всякий раз его выручает зеленоглазая незнакомка, обозначенная в титрах как The Girl, в исполнении – блистательном! – Эмманюэль Сенье, жены самого Полански. Вообще актёрский состав здесь на уровне: хорош и Фрэнк Ланджелла в роли Болкана, и Лена Олин в роли Лианы Телфэр. Их игра в сочетании с музыкой великого Войцеха Килара (кстати, к «Дракуле» саундтрек тоже писал он) создаёт, опять же, особенную атмосферу.

Её усиливают и постоянные отсылки, намёки и полунамёки – маркеры сатанинской темы. К примеру, Болкан набирает код «666», у Лианы Телфер есть татуировка уробороса, двух реставраторов книг зовут Пётр и Павел, а замок, где всё должно случиться, сильно напоминает обитель одного из известных колдунов XVI века. Да, в «Девятых вратах» оккультные темы и знаки зашифрованы не столь тщательно и глубоко, как в «С широко закрытыми глазами» – они скорее на поверхности, но свою роль, тем не менее, выполняют.

При этом ключевыми – и, пожалуй, главным – вопросом остаются следующие: кто есть героиня Эммануэль Сенье, та самая девушка, и какова её роль? В «Википедии», как и во многих рецензиях на фильм, написано, что она есть Вавилонская блудница. В стандартных толкованиях под данным термином («Вавилонская блудница»), как правило, понимается некий город или даже страна – место сосредоточения грехов и богоотступников. У Полански же это конкретная женщина, которую некоторые поклонники ленты называют самим дьяволом. Другие, наоборот, полагают, что дьяволом (или антихристом; не путать!) является сам Дин Корсо, пытающийся открыть девятые врата. Неслучайно камера показывает героиню Сенье на словах «дьявол» и «ведьма». А как же на самом деле?

Есть девять эстампов, и на них изображены определённые ситуации – все их (или почти все), спустя 333 года, проходит сам Дин Корсо. Например, его товарищ оказывается повешенным в позе точь-в-точь, как на гравюре. По сути, ещё до того, как случится ритуал, который пробует сотворить Болкан, его проходит герой Деппа – шаг за шагом он открывает врата, приближаясь к аду. В этом ему помогает Девушка – без неё это путешествие в преисподнюю было бы невозможно. И она получает сладострастное удовольствие, когда наблюдает, как меняется Корсо, всё более отдаваясь злу. Это прекрасно видно в сцене, где Дин убивает помощника Лианы – альбиноса. Так Девушка убеждается, что Корсо подходит на роль избранного. Ранее она посвящает его, собственной кровью оставляя на лбу Дина сатанинскую отметину. Именно Блудница помогает Корсо двигаться по направлению к девятым вратам. Когда же он хочет спасти другого человека (Лиану), проявляя милосердие и тем, по факту, пытаясь спасти самого себя от геенны огненной, Девушка останавливает его. Ещё бы! Ведь если бы Корсо явил деятельное милосердие, довёл бы свой порыв до конца, то его путь в ад прервался бы.

А так?

Последние кадры являют нам, как загорается звезда над проклятым замком, и Дин Корсо входит в раскрывшиеся – те самые, девятые? – врата. Что происходит с ним дальше – неизвестно. Судя по музыке в титрах, его скорее оплакивают, нежели возвеличивают. При этом очевидно, что Девушке-Блуднице он уже не нужен. Но ещё любопытнее: для чего он в принципе был нужен ей? Ведь она и так всё знала с самого начала. В том числе, и то, где находился оригинальный эстамп, вместо которого в книгу вставили подделку. Если она дьявол, знавший абсолютно всё, то для чего ей был нужен сам Корсо?

А ответ тут очевиден. И удивительно, но никто из толкователей фильма так и не высказал данную версию. «Женщина есть сосуд дьявола», – писал инквизитор Жуль Буэ. Девушке-Блуднице было нужно семя Корсо – грешника, который сознательно, в здравом уме и по доброй воле прошёл все стадии дьявольской инициации. Вспомните, этот сюжет так или иначе повторяется в аналогичных книгах и фильмах. Например, в уже упомянутом мною «Адвокате дьявола»: главный герой (сын Сатаны) в исполнении Киану Ривза должен был зачать нового потомка Сатаны – того самого антихриста, – переспав с дьяволицей. Вокруг зачатия от Сатаны развивается сюжет и в «Конце света».

Мужское семя, как и кровь – две важнейших субстанции в колдовстве. И прежде, чем наступит царство Сатаны, должен родиться антихрист – от выбранного мужчины у выбранной женщины. Это своего рода соитие Адама и Евы наоборот. У дьявола ведь вообще всё наоборот – неслучайно, он есть обезьяна Бога. Так вот, ключевой эпизод в фильме «Девятые врата» – тот, когда Дьяволица (и тут нет сомнения в её сущности) занимается сексом, а фактически высасывает семя грешника из Корсо на фоне горящей башни замка. После этого, собственно, герой Деппа теряет для неё всякий интерес. «У тебя бензин кончается», – говорит она, и говорит вовсе не о топливе для машины, в которой они покидают замок. Она не дьявол, нет – она посланник дьявола, добывающая семя грешника, входящего в девятые врата.

Собственно, это одна из главных тем этого фильма – дьявол всегда рядом, и человек сам с радостью и трепетом отдаётся ему. Полански, по сути, показал разрастание греха, описанное ещё Нилом Сорским в XV веке: «Сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение; за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть».

Однако, как сказано в другой православной книге: «… однажды священник, выгнав беса из девочки, повелел тому показаться. Тогда явился ужасный чёрный пёс с горящими глазами и вспененной пастью.

Священник спросил:

— Кто дал тебе власть над смертными?

— Мы не властны над теми, кто живёт по Божьим законам, — отвечал бес, — ибо власть наша, данная Отцом Лжи, только над теми, кто законы эти презрел…»

В «Девятых вратах» явлены те, кто презрел Божьи законы и добровольно отдал себе дьяволу. Будь то служение в виде чёрных месс или прямое следование злу вплоть до убийств. Но что бы ни делал грешник, он должен помнить: так или иначе, ему придётся за всё заплатить. Как поётся в старой американской песне, лучше всего исполненной, как по мне, Джонни Кэшем: “You can run on for a long time / Run on for a long time / Sooner or later God’ll cut you down…” Теперь понимаете, почему «корсо» значит «беги»?

Последнее особенно важно в том контексте, что нынешняя интеллигенция (несмотря на всю мою нелюбовь к данному термину) во многом инспирирована мистицизмом и сатанизмом. В России этот процесс начался ещё в советское время, а в 90-х достиг, казалось, максимума. И, к слову, все эти чумаки, кашпировские, секты тоже были разновидностью дьяволопоклонства. Говорить же о трудах Кроули у образованных, интеллигентных считалось куда правильнее и уместнее, чем размышлять о работах Бердяева или романах Толстого. При этом сатанизм встраивался в новую российскую парадигму и со временем становился не просто строительным материалом, но, по сути, фундаментом (во всяком случае, в некоторых областях). Да, мы видели российских Болканов и Корсо, ищущих девятые врата. Более того, мы наблюдаем их и сейчас – только теперь они перестали быть маргиналами, чудаками, а стали вполне успешными, уважаемыми людьми, в чём-то даже идеологами новой России. Не все, конечно – большая часть их либо физически, либо духовно и социально умерла.

При этом процесс оккультизации и сатанизации продолжается до сих пор. Вот и у, скажем так, обычных граждан вновь диагностируется интерес к мистике и оккультизму (просто теперь всё это выглядит и называется иначе). Неслучайно, в России более чем на 50% выросли продажи книг о предсказаниях и духовных практиках. При этом падают продажи религиозных книг. Люди лепят своего Бога, который всё дозволит и обязательно подарит успех. На роль же своего рода мистиков, дарящих просветление, пришли коучи, тренеры, инстаграм-психологи, чья примитивная философия, по сути, ни чем не отличается от основных тезисов сатанизма. Как писал после Франко-прусской войны Флобер написал: «Что бы ни случилось, люди останутся идиотами».

Да, всё это мы уже видели. И всё это мы уже проходили. Даже знаем, чем всё это заканчивается. Девятые врата давно уже открыты. И происходящее вокруг – тому лучшее подтверждение.


Автор: Платон Беседин
Прозаик, публицист

Автор
Платон БЕСЕДИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе