Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения».
Обложка: кадр из фильма «Вторжение» (2019) / WDSSPR


Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!



Что не так с посылом «Вторжения»?

«Чертаново не повторится», — пафосно говорят герои «Вторжения» с такой интонацией, что «не забудем, не простим» или «можем и повторить». Чертаново, действительно, не повторяется, кроме разве что Юлия Лебедева (Ирина Старшенбаум) совершает утреннюю пробежку по району не только с собакой Чарой, но и с группой телохранителей. Она теперь важный экземпляр, ведь она имела контакт с инопланетным разумом пару лет назад. Еще и гопник Артем (Александр Петров) тоже имел контакт, причем, насколько вы помните, проникнув в экзоскелет «чужого». Теперь Артем, кажется, сидит в камере, заработав какой-то паралич, непонятно от чего или от кого.
 
Трейлер фильма «Вторжение» (2019) 


Пока Юля терпит на себе эксперименты ученых, те нет-нет, да устраивают ей встречу с Артемом, от которой ей становится так плохо, как ни от одного препарата докторов-садистов. Пока вдруг не объявляется инопланетянин Хэкон (Риналь Мухаметов), который, оказывается, давно живет недалеко от Москвы в деревне с «огородом» и носит имя Харитон. Он выкрадывает Юлю, перевозит к себе в избушку, где они очень скоро, не задавая лишних вопросов, занимаются сексом. И тут оказывается, что над Землей давно висит огромная «дура» под названием Ра — корабль величиной с Луну, снабженный искусственным интеллектом, но мы ее раньше не замечали.


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


Этот интеллект разыскивает Юлю. Он умеет подделывать голоса и внешности, включая ведущего теленовостей Сергея Брилева, и «говорит» от имени Юли, что она-де какая-то террористка, и теперь весь мир ищет Юлю с угрозой линчевания. Отец Юли генерал Лебедев (Олег Меньшиков) быстро распоряжается отключить все цифровые средства связи: от интернета до мобильных телефонов — при этом говоря с вице-премьером (Сергей Гармаш) на «ты» и повышенных тонах. Разумеется, все этим недовольны, ведь как же без соцсетей?!


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


На этом остановимся, ведь это только начало фильма. Как только люди отказываются от гаджетов, ты понимаешь, что один из посылов новой картины — давайте не пользоваться «интернетами» и «фейсбуками». То есть «Вторжение» про технологии, тогда как предыдущий, «Притяжение», был про людей и отношения между ними. Это или блокбастер, или про судьбы и вместе их не скрепить, как бы некоторые сцены не были похожи на «Титаник».

 

Что не так со спецэффектами?

Чтобы показать зависимость людей от технологий, создателям фильма пришлось применять много разных технологий, то есть спецэффектов.


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


Главный трюк — это вода, такая кара небесная, ответочка от инопланетного искусственного разума за попытку землян грохнуть корабль с помощью ракеты. «Чужие» выжимают на нас воду. Теперь грандиозный потоп, неумолимо идущий на нас сверху и снизу, вот-вот сомкнется и кино закончится.

Как смешно пошутил кто-то из журналистов, слоган «Вторжения» должен звучать: «Это наша вода!»


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


То есть спецэффектов много и за них не стыдно. Ими занимались ребята из Main Road|Post и конкретно Арман Яхин. Со спецэффектами все так.


 
Что не так с актерами?

Это важно, потому что все — от создателей до зрителей — сначала говорят о спецэффектах, а уже потом о правде характеров. Артисты на втором месте. А между тем, там очень хорошие актерские работы. Помимо предсказуемо прекрасных Петрова, Меньшикова и Старшенбаум (кстати, три года назад «Притяжение» был чуть ли не дебютом для Ирины, и с тех пор она неимоверно выросла как артистка), здесь есть как минимум двое «незатертых» ребят, которые смотрятся на экране едва ли не лучше многих своих старших товарищей.


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


Имеются в виду Юрий Борисов, исполнитель роли Ивана, обуреваемый всеми страстями: от служебного долга до мести за своих родных. И Евгений Михеев, сыгравший пацана по кличке Гугл, парня из «Ростелекома», который помогает героям во время технологического коллапса.


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


Вообще, по поводу «Ростелекома» и другого продакт-плейсмента, довольно остроумно вставленного в фильма, а также кросс-промоушна можно много и долго говорить, места не хватит.


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


Еще в фильме много эпизодов с непрофессиональными актерами, медийными лицами или просто неожиданными ролями. Тут и Константин Богомолов в роли преподавателя, и очень смешной и обаятельный Виктор Шамиров в роли ученого-садиста, и тот же Сергей Брилев, и так далее.

 

Что не так с логикой?


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


«Притяжение» писался и переписывался Александром Андрющенко и Михаилом Врубелем много лет. «Вторжение» писался Олегом Маловичко и Андреем Золотаревым явно быстрее. Они мастера своего дела, но быстрое написание сценария всегда приводит к сюжетным дырам и вопросам. Как не заметить огромную станцию Ра, висящую буквально под носом? Как Харитону удается воскресать несколько раз за фильм; понятно, что их, инопланетян, не поймешь, но все же, как? Почему гуманоиды быстро перенастраиваются на русский язык, включая системы GPS (или ГЛОНАСС?)? Если нас всех накрывает водой, то откуда на зданиях солнечный свет, пусть даже и режимный? И, наконец, главное: почему водой накрывает только Москву, если инопланетяне рассержены на всех землян? Или других тоже накрывает, мы просто об этом не знаем из-за вырубленного интернета?


 
Что не так с Федором Бондарчуком?

Как мы помним, Бондарчук начинал как режиссер видеоклипов, поэтому для него картинка — все, а остальное преходяще. Во «Вторжении» много красивых кадров, за которыми стоит следить. Цветокоррекция построена вот каким образом. Простая земная жизнь — это нормальные натуральные цвета. Как только мы переносимся в лабораторию, а позже в контакт с инопланетянами — появляется холодный синий. Но как только звучит слово «вода», на нас неминуемо движется желто-зеленый, намекая, что не такая уж и чистая вода в Москва-реке.


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


И это нормально. Не очень нормальным кажется интерес Федора Бондарчука к милитаристским сценам. В каждом своем фильме у него солдаты в настоящей или выдуманной форме. Во-первых, это красиво: шлемы, маски, автоматы, фонарики. Но когда они появляются у него в сценах с воинствующей протестующей толпой, становится немного не по себе.


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


Надо учитывать, что нормальные рукопашные бои он снимает крупными планами, поэтому ничего непонятно, кроме того что люди дерутся. Зато общие планы с солдатами понятны и конкретны: сейчас будет бойня.


 
Что не так с музыкой?

С саундтреком все так. На финальных титрах поет Билли Айлиш.

Если серьезно, то музыки много и ее не слышно. Над ней работал Игорь Вдовин, непререкаемая величина в российском кино и эстраде. В официальном саундтреке аж 44 композиции. Так что тут тоже не придерешься.


 
И что же, все-таки, с прической Александра Петрова?


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


Да ничего, кроме того, что парик Петрова — самая запоминающаяся деталь фильма.

 

А на самом деле?

А на самом деле мы, конечно, придираемся, как всегда. У Федора Бондарчука вышел огромный фантастический фильм со множеством смысловых уровней, который может потрясать своей гигантоманией, спецэффектами, грандиозным саундтреком, боевыми или любовными сценами.


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


Пускай это для кого-то фильм про любовь, для кого-то — про войну, для кого-то — про народные волнения, про отключение от всемирного интернета, про жестокость, про отеческий выбор. В конце концов, про то, что в экстремальной ситуации выбор невелик: стрелять или не стрелять.

Да, конечно, фантастика предполагает массу допущений. Вот к Роланду Эммериху никто не докапывается. А у нас сразу начинают считать: сколько денег потрачено, сколько может быть украдено, думать, почему это электрические столбы, которые оказываются под водой, не убьют электрическими разрядами сразу всех одним разом? Да because, и все тут.


Кадр из фильма «Вторжение» (2019) / Фото: WDSSPR


Фраза, которая звучит на всех каналах (а Бондарчук, конечно, подключил к промо-кампании сразу все свои административные ресурсы): «Научились мы, наконец-то, делать спецэффекты» — обижает любителей кино или нас, подготовленных зрителей. А мы что, раньше не умели? Умели, просто денег не было. Руки-то вот они. И головы есть на плечах. И актеры с думающими головами.

И все же парик Александра Петрова не выходит из головы.
 
Автор
Какой-то сценарист
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе