Честная война

«Белый тигр» Карена Шахназарова — как лекарство от беспамятства


Новый фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» выходит на экраны накануне Дня Победы. Режиссер посвятил его отцу-фронтовику. И себе. Этим фильмом он сам перед собой отчитывается к юбилею — в июле Карену Георгиевичу исполняется 60. И он спокойно про это говорит: да, я захотел себе сделать подарок, поэтому показываю сейчас, а не отдаю на фестивали, тем самым отложив прокат. Он снял то, что хотел — настоящее военное кино, сложное, серьезное. При том без желания кому-то понравиться, подбить свои взгляды под запросы так называемой целевой аудитории, которая про 9 мая знает в лучшем случае то, что в этот день над Москвой с утра летают военные самолеты, да танки едут по Красной Площади.


Общим местом будет сказать, что все наши беды начинаются с беспамятства. Да, конечно. Но мне кажется, в наше время добавилась еще одна большая беда — неискренность.Большинство нынешних режиссеров, выросших в конформистское время, даже не поймут, о чем я. Их не смущает, что они делают продукт, приставку к поп-корну. Им и так нормально, бокс-офис — как показатель счастья в жизни. Или Михалков, который в молодые годы делал прекрасные фильмы, а сейчас наматывает кишки на танки. Но не верю я вам, Никита Сергеевич! Тоже вроде человек из того поколения, для кого Вторая мировая реальнее, чем Звездные войны. Но вот, увы, утерял чутье, а камеру-то не обманешь: она всегда — глаза режиссера, от которых он сам не убежит. В них всегда видно, что для него важнее: бокс-офис, награды, звания, чтоб сплошь рукоплескатели под ногами юлили, или вот так, по-простому, без лукавства сказать: да, хотел себе подарок сделать, себе доказать, что я смогу.

 

И честность этого фильма передалась всем — так бывает в настоящем кино — веришь даже тем, кто просто мелькнул на заднем плане. Потому и массовку отбирали тщательно — чтобы лица совпадали с тем временем, чтоб без модных стрижек, суеты в глазах и маникюра. Вот, бывает, смотришь хорошее вроде кино, а тут — бабах! — как обухом по голове — хорошая артистка у хорошего режиссера играет мотающую на зоне срок, а руки как из салона красоты в Центральном округе столицы. И все, кино отличное, мощное, и заряд от него, а осадочек — с ногтями — остается. Честность — в деталях. Я в танк не прыгала, только «Офицеров» с детства каждый раз смотрю, не отрываясь, и другие наши фильмы про войну — из тех времен. А молодому актеру Алексею Верткову, кстати, в армии не служившему, верю. Кстати, Алексей часть фильма снимался в пластическом гриме, которые ему по 5 часов накладывали, а он потом по 12 часов на площадке в нем работал. Причем, сам он про это молчит. Режиссер за него и то — один раз сказал. Вертков играет танкиста с ожогом 90 процентов кожи, но выжившего. И вот где глаза играют — не буду сравнивать со всем надоевшим фильмом с главным героем в маске.

И Виталию Кищенко — отличному актеру из среднего поколения, который сыграл командира — верю. Тому, как сложно ему было принять то, что Белый тигр существует, и что это на самом деле такое. И остальным верю. И тому, как танки двигаются, как стреляют и мнут собой все, и Белому тигру тоже верю. Но не буду сюжета раскрывать, он того стоит. Скажу лишь, фильм про поединок человека и машины, про дуэль солдата и танка, про мистику на войне, про которую рассказывали выжившие в тяжелейших боях, когда взвод, рота, гибли, а один — оставался.


Алексей Вертков и Александр Вахов

 

 

В общем, в кои то веки у нас появилось нестыдное кино про забытую почти войну.


материал: Елена Ардабацкая

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе