В Москве состоялась премьера фильма «Вызов» - того самого, который снимался на орбите.
Это все-таки очень круто - снимать на орбите кино. И Пересильд с копной волос, в отсутствие гравитации превратившихся во что-то вроде странной короны, станет одним из символов нового российского кинематографа
Корреспондент KP.RU Денис Корсаков делится первыми впечатлениями
В одной из сцен фильма у сотрудника «Роскосмоса» звонит телефон, и оказывается, что на проводе Константин Львович Эрнст. Поговорив, сотрудник в изумлении спрашивает: «Откуда у него мой телефон?» Смешная шутка.
Наверняка «Вызов» начался именно с подобных звонков, - ну, или личных встреч, например, с Дмитрием Рогозиным. «Дмитрий Олегович, а давайте снимем кино в космосе?» - «А давайте, Константин Львович!» Конечно, переговоры шли дольше и были сложнее, но в итоге все сводилось к двум этим фразам.
Правда, с самого начала существовала опасность, что сценарий в этом деле будет чем-то второ-, если не третьестепенным. Когда в фильме есть такой аттракцион, как живая Юлия Пересильд на натуральной орбите, зачем напрягаться дальше? И поначалу «Вызов» чеканными шагами движется по канве, которая известна уже года полтора (героиня, обычный хирург, вынуждена лететь на МКС, чтобы спасти смертельно больного космонавта).
Трейлер космического блокбастера «Вызов».
НУ ЧТО, КРАСИВАЯ, ПОЕХАЛИ В «РОСКОСМОС»
Хирурга зовут Евгения, она работает в Боткинской больнице, к сорока годам не накопила на машину и передвигается исключительно на метро. У нее есть дочка-подросток, которая ей, по счастью, не хамит, зато хамит другим (дала в глаз однокласснице, дочке прокурора, и теперь ее хотят привлечь за нанесение телесных повреждений по полной программе). Зато на работе Евгению очень ценят: сделать сложную операцию для нее все равно что для сантехника завернуть гайку.
Хирурга зовут Евгения, она работает в Боткинской больнице
Тем временем на орбите один из космонавтов российского сегмента МКС, работая в открытом космосе, получает по груди обломком старого спутника. У него пневмоторакс, скопление воздуха в легких, и коллега проводит пункцию, руководствуясь указаниями с Земли, только этого мало: состояние космонавта все ухудшается. Спускать его на Землю нельзя: из-за перегрузок он просто умрет от болевого шока. Все равно некоторые советуют его транспортировать: «Смерть при спуске - это несчастный случай, а смерть на станции - это прокуратура». Но выбирают более гуманный вариант: послать на станцию хирурга. Отбирают в Боткинской нескольких самых талантливых и с виду выносливых, начинают проводить медицинские обследования. Евгения пока что просто консультант, лететь в космос не думает («У меня с дочкой проблемы»), но кандидаты выбывают один за другим. У кого-то начинается катаракта («Он вернется слепым»), кто-то не проходит испытания на центрифуге. И в конце концов крупный чиновник из «Роскосмоса» (Владимир Машков) делает Евгении предложение:
- Вы готовы лететь в космос?
- Прямо сейчас - нет, а завтра полетела бы.
ХИРУРГ В КОРОНЕ
К этому моменту проблемы дочки с прокурором уже разрешены, потому что «Роскосмос», как нам намекают - воистину могущественная организация.
А еще к этому моменту «Вызов» удачно превращается во что-то вроде производственной драмы, за действием которой правда интересно следить. Поначалу главный вопрос - «Как быстро подготовить человека с улицы к полету». Потом - «Как подготовиться к операции в невесомости» (а все мы понимаем, что такого в космосе еще не делал никто; нужно создать специальные крепления для ног хирурга, продумать расположение импровизированного операционного стола и так далее). Ну и, наконец, когда героиня добирается до МКС, оказывается, что операция сложнее, чем казалось. Грубо говоря, легкое пациента покрылось коркой, которую надо как-то содрать, чтобы легкое расправилось и задышало; это и на Земле не самая простая процедура, а в космосе миссия кажется невыполнимой.
«Вызов» в широком прокате с 20 апреля
Фото: кадр из фильма
«Вызов» висит на нескольких, очень крепких крючках. Во-первых - огромное обаяние Юлии Пересильд, которой пришлось играть роль во многом вниз головой (но на ее работе это не отразилось). Во-вторых, это демонстрация интерьеров реальной МКС (а там интересно, хотя и жутко захламлено: станцию называют «Международный космический склад»). В «Вызове» в целом отлично сделано все, что связано с космосом - роскошный плавный взлет ракеты в замедленной съемке вы долго не сможете забыть.
В-третьих и в главных, да: ты переживаешь и за космонавта с его покрытыми коркой легкими, и за врача, которая любой ценой намерена его спасти, хотя ей дико страшно, она боится не справиться. Кстати, о душевной организации героини: «Вызов» - еще и ненавязчивая мелодрама, достаточно сентиментальное кино со старыми песнями о главном (услышите сами, с какими именно). Героиня Пересильд лет десять назад потеряла мужа, и до сих пор не может забыть свою любовь. И, черт побери, это хоть и банально, а трогательно.
В конце концов, ты переживаешь за саму Юлию Пересильд, которая плавает в невесомости, на наших глазах (как и героиня) с нею осваиваясь. Это все-таки очень круто - снимать на орбите кино. И Пересильд с копной волос, в отсутствие гравитации превратившихся во что-то вроде странной короны, станет одним из символов нового российского кинематографа. Клим Шипенко, автор «Салюта-7», «Холопа» и «Текста», - один из самых крепких российских жанровых режиссеров, и, крутясь с камерой на МКС (а он сам там выступал в качестве оператора), не подводит ни Константина Львовича, ни Дмитрия Олеговича, ни зрителя.
«Вызов» в широком прокате с 20 апреля.
Автор
Денис КОРСАКОВ колумнист, специальный корреспондент отдела культуры и спорта