На экранах — «Балерина»: первая серия похождений убойной пигалицы Кикиморы из вселенной благородного суперкиллера Джона Уика.
От большинства голливудских поделок «Джона Уика» отличает происхождение: образы франшизы заимствованы не из комиксов и сериалов, а являются оригинальным авторским посланием сценариста Дерека Колстада, адресованным Киану Ривзу, переименовавшему проект «Презрение» в честь своего трагического героя. Персонажам его неонуарной вселенной предписаны лишь две судьбы: ты — или киллер, послушный власти мафиозных кланов, или их жертва. Но есть и «третий лишний»: Джон Уик — бывший наемный убийца, мечтающий вырваться из заколдованного круга всемогущих преступных сообществ.
Кроме убойных навыков и пуленепробиваемого пиджака, этот изгой может рассчитывать лишь на частичную поддержку бывших друзей, не осмеливающихся бросить вызов системе. Самый влиятельный из них — директор международной сети гостиниц «Континенталь», а точнее — убежищ, соблюдающих безусловный нейтралитет и запрет на насилие. Головной офис этих тихих пиратских гаваней размещается в гигантском нью-йоркском отеле; прозрачный конспирологический намек: относительную безопасность обеспечивает лишь англо-саксонская юрисдикция, прочие страны — поля перманентной войны всех против всех и повсюду. Границы в этом мире разделяют не государства, а криминальные анклавы, рядящиеся в причудливые национальные одежды.
В «Джоне Уике 3» выясняется, что настоящее имя Уика по прозвищу Баба Яга— Джордани Йованович, и у него есть еще одно, правда совсем ненадежное, укрытие — родовое гнездо славяно-цыганского клана Руска Рома, обитающего в нью-йоркском Театре Тарковского. Директриса заведения (Анжелика Хьюстон) возглавляет располагающуюся здесь школу-интернат классического балета для девочек. Ее воспитанниц кличут «кикиморами»; заодно с танцами сироткам преподают дзюдо, рукопашный бой и стрельбу, воспитывая элитных телохранительниц и убийц.
Именно в этом заведении и подрастает Ева Макарро (Ана де Армас). Лучшая выпускница не ведает жалости, но сердце девицы точит грусть-тоска по убитому на ее глазах отцу. На одном из первых заданий Кикимора ликвидирует киллера, имеющего ту же крестообразную татуировку, что и убийцы родителя. Однако директриса категорически запрещает разыскивать супостатов, дабы не нарушать межклановый мир. В сей недобрый час интернат навещает легендарный Уик и, случайно столкнувшись с растерянной девицей, советует ей жить своим умом. Ева покидает балетную школу, рвет связи с кланом и отправляется на большую охоту... Не догадываясь, что становится мишенью могущественной секты, возглавляемой таинственным Канцлером (Гэбриел Бирн), Макарро невольно копирует вендетту своего ментора Уика. К чему же множить сущности?
Вероятно, сказались производственные издержки. В 2017-м соавтор сценариев 3-го и 4-го «Джона Уика» Шей Хаттен придумал историю про балерину-киллера. Продюсеры захотели пристроить историю в франшизу, а затем три года переписывали текст под руководством Дерека Колстада, «выдав на-гора» клон оригинального сюжета с привкусом дежавю. Несмотря на традиционно изобретательные поединки, «расширение вселенной Джона Уика» происходит в горизонтальной плоскости: пока герой сражается с глобальным миропорядком, его хрупкий аватар лишь стремится закрыть семейный гештальт... Впрочем, как и могущественный противник Кикиморы.
Засекреченная резиденция клана «крестоносцев» располагается в живописном альпийском городишке Халльштатте, а возглавляющий общину Канцлер смахивает на чудом выжившего фюрера и явно вынашивает собственные, далеко идущие планы на будущность человечества. В частности, на Кикимору, оказавшуюся его отбившейся от рук внучкой.
Иными словами, отчаянная борьба выпускницы славяно-цыганской «балетной школы» дешифруется в психоаналитическом ключе. Поклонники франшизы остроумно подметили, что части «Джона Уика» соответствуют психологической модели Кюблер-Росс: первая серия демонстрирует «отрицание поражения», следующая — «гнев», сюжет третьей сводится к «торгу», а четвертая воплощает депрессию героя. Видимо, в следующей, финальной серии Бабе Яге предстоит принять проигрыш и разделить горечь фиаско с балетной подругой по несчастью...
«Балерина». США, Венгрия, 2025
Режиссер Лен Уайзман
В ролях: Ана де Армас, Киану Ривз, Иэн Макшейн, Анжелика Хьюстон, Гэбриел Бирн, Норман Ридус
18+
В прокате с 4 июня