«Артур Смольянинов был готов ноги отморозить»

Режиссер Вера Сторожева — о подвигах артистов, отказе от ремейков и женщине в алтаре.
Фото: Личный архив
 
 
Вера Сторожева считает, что не устаревают только фильмы о любви. Она не хочет повторяться, делая ремейки, и любит, когда актеры сопротивляются материалу. В этом режиссер призналась накануне своей юбилейной кинодаты. Почему Рената Литвинова в «Небо. Самолет. Девушка» совершенно необыкновенная, как снимали военную драму «Мария. Спасти Москву» и зачем было делать из Артура Смольянинова ангела, она рассказала в эксклюзивном интервью «Известиям».



«Перед подобными сценами все стараются шутить»

— Можно поздравить вас. Исполнилось 20 лет, как вы дебютировали в игровом кино. Вашей первой режиссерской работой стала картина «Небо. Самолет. Девушка» с Ренатой Литвиновой в главной роли. Будете праздновать?

— Действительно, 20 лет. Но все свои юбилеи я отмечаю на съемочной площадке. Кстати, 20 лет в кино не только у меня, но и у прекрасного оператора Михаила Кричмана. Он тоже дебютировал в нашем фильме. А к 20-летию картины еще сделал цветокоррекцию фильма, так что изображение за годы не устарело, а по-прежнему смотрится современно и стильно.

— Вы пересматриваете свое кино?

— Как правило, не смотрю, но «Небо. Самолет. Девушка» пересмотрела. Убедилась, что оно совсем не устарело. Наш фильм был на Венецианском фестивале в конкурсе 2002 года. 20 лет спустя на одном из показов, представляя его зрителям, Ситора Алиева (программный директор фестиваля «Кинотавр». — «Известия») напомнила, что это единичный случай, когда фильм, не содержащий политических, социальных и прочих проблем, стал участником фестиваля класса «А». Видимо, поэтому он и не устарел. Фильм о любви — вечная тема.


Кадр из фильма «Небо. Самолет. Девушка»
Фото: Аэрофлот


— Вам не кажется, что с этим фильмом не устаревает и Рената Литвинова? Она будто знает средство Макропулуса, что не дает ей меняться. Как ей это удается?

— Не спрашивала, но мне кажется, Рената проделывает огромную внутреннюю работу над собой. Я очень люблю ее. Когда мы готовились к съемкам, она была беременна, ждала Ульяну. Поэтому снимать стали, когда родила. И это был очень нежный момент. Женщина после родов находится в неземном состоянии, она не очень себя контролирует. И в нашем фильме Рената совершенно необыкновенная.

— Вас познакомила Кира Муратова?

— Нет. Я училась на Высших режиссерских курсах. А Рената окончила ВГИК и была молодой модной сценаристкой. Тогда она еще не снималась у Киры Георгиевны. Мне понравилось, как она пишет. Хотели тогда вместе поработать. Сначала думали делать кино по рассказам Тэффи. Но не случилось.

А у Муратовой мы действительно работали на картине «Три истории». Только не пересекались. Я была сценаристом новеллы «Девочка и смерть», где главную роль сыграл Олег Павлович Табаков. А Рената стала автором новеллы «Офелия». И сама сыграла главную героиню.

— Вас не обижало, когда фильм «Небо. Самолет. Девушка» называли ремейком картины Георгия Натансона «Еще раз про любовь»?

— Я не называю фильм ремейком, и когда мы работали даже не произносилось это слово — сценарий Ренатой был написан по повести Радзинского «104 страницы про любовь» с согласия автора. 20 лет назад физики уже были не так популярны, скорее вниманием пользовались военные корреспонденты, летающие в горячие точки. Мне кажется, что у Натансона и у меня совершенно разные фильмы, с разными проблемами, героинями, видеорядом.

Чтобы ни говорили о моем кино, фильм от этого не изменится. Он уже стал историей. И если сегодня героиня могла бы остаться стюардессой, то герой бы мог быть, например, блогером или маркетинговым стратегом.


Съемки сериала «Шифр»
Фото: Sony Pictures Television Russia


— Если бы вам предложили снять свою версию полюбившегося фильма, рискнули бы?

— Мне неоднократно предлагали ремейки — не хочу. Сейчас уже наснимали череду. А тогда мы были одними из первых. Признаться, не хотела бы повторяться, хотя фильм успешный.

— В каждом сценарии Рената Литвинова особое значение уделяет смерти. Как вы относитесь к этому?

— Когда человек много и часто говорит о смерти, значит, у него присутствует страх смерти. Это естественно.

— Иной раз по сценарию артисту надо лечь в гроб. А как вы снимаете такие сцены?

— Был у меня такой опыт. В фильме «Путешествие с домашними животными» муж нашей героини, которую играла Ксения Кутепова, лежал в гробу. Почему-то на съемке мы все здорово веселились. Слава Богу, актер Вадим Афанасьев здравствует.

— Вы его как-то настраивали?

— Настраивала. Может быть, тоже мистическая вещь, но перед подобными сценами все стараются шутить. Не относятся так серьезно. Я сейчас снимаю продолжение детектива «Шифр». Там у нас много подробных смертей. Мы стараемся быть достоверными. Нас консультирует генерал-майор.

— По какому вопросу консультация вам нужна?

— Например, как кровь течет у человека от удара об угол при падении. Выкладываем тело так, чтобы это было правдиво. Консультант вычитывает сценарий, отслеживает поведение наших оперов из МУРа.

— А к героиням у генерала нет вопросов?

— Ему немного чудно поведение наших героинь, потому что они же не по правилам, да и не закону расследуют. Но как он сказал мне: «Вы теперь можете опером работать, вас можно на место преступления посылать».

— Разберетесь?

— Да. Мы уже понимаем многое в этом деле.


Во время съемок сериала «Шифр»
Фото: Sony Pictures Television Russia



«Не готовлюсь я к нападкам»

— Недавно вы закончили съемки военной драмы «Мария. Спасти Москву». Какие сложности возникли?

— Фильм о войне, поэтому пиротехники и каскадеры всегда за эффектность на площадке, чтобы что-то взорвалось красиво, кто-то эффектно умер. Меня такой подход немного напрягал. Ведь в реальности на войне этого мало, всё бытово, просто и некрасиво.

— А радости были?

— Сформировалась команда, с которой я уже много лет. И это самое большое счастье, когда рядом люди, которые слышат тебя, даже если им не артикулируешь. Прекрасный сценарий Елены Райской подхватила продюсер Наталья Иванова. Она в него поверила, и мы пошли в Минкультуры.

— У вас в картине рассказывается история, как Сталин обратился к Матроне Московской, чтобы та помогла защитить Москву. Полагаю, критики могут обрушиться на вас за мифотворчество. Вы готовы?

— Не готовлюсь я к нападкам, хотя понимаю, что будут. Это кино не документальное, а художественное, игровое. Мы рассматриваем версию, как если бы Сталин пришел к Матроне, у нас она просто старица. В Москве она была популярна, к ней сотни людей ходили и за утешением, и за предсказанием.

Наша героиня Мария — младший лейтенант НКВД, которую отправляют за линию фронта, чтобы она привезла нужную икону в Москву. Если хотите, это роуд-муви. Как она идет, с чем сталкивается, что с ней происходит.

— Как вам удалось договориться о съемках в Министерстве обороны?

— Снимали в Академии Фрунзе. Продюсеры договорились, и работали мы чуть ли ни бесплатно. Исторические здания передекорировали под НКВД и бункер Сталина. В Москве вообще сложно найти места, не тронутые цивилизацией. Уникальный случай: Хохловский переулок в самом центре Москвы на три дня был перекрыт для наших съемок, и нам удалось погасить уличное освещение. Даже полицейские наряды удивлялись, как нам это удалось. Сейчас прекрасно работает Москомиссия, которая помогает киношникам, спасибо им большое.


Тихвинская икона Божией Матери при снятом окладе
Фото: commons.wikimedia.org


— Икона была настоящая или новописанная?

— Художница Валерия Попова писала лик для фильма на старинной доске. Она не освященная, но абсолютно повторяет образ чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

— Надо ли было брать благословение у священника?

— Нет. Каждый участник фильма сам выстраивал отношения со своими духовниками. Это вещи интимные.

— Чудеса случались?

— Был совершенно незаурядный случай. Наша художник по костюмам, опытная Регина Хомская на съемки в Ростове не взяла военную форму для героини. Шинель и шапку привезли, а с сапогами была проблема. Регине подсказали зайти в сельпо — и она увидела там сапоги, которые сделаны были в 1940-м году, подбиты деревянными гвоздиками. Стоили 300 рублей.

— Как это возможно? Их 80 лет не могли продать?

— Чудо. Наверняка за 80 лет у них была какая-то жизнь, они лежали на базе, потом их куда-то перебрасывали... Мало того, они оказались нужного размера. Когда Маша Луговая надела их, сказала, что они гораздо удобнее прежних.



«Слушай, ну какой я ангел?»

— Вы меняете амплуа звездам. Так, из Артура Смольянинова когда-то сделали ангела, а в фильме «Мария. Спасти Москву» он у вас священник. Вы записали его в святые?

— Мне нравится, чтобы у актера было некое сопротивление материалу. Они проходят своеобразный киносопромат. Чем больше это сопротивление, тем интереснее. Когда я предложила Артуру роль в картине «Мой парень ангел», он сказал: «Слушай, ну какой я ангел?». И получился совершенно замечательный. Как и священник, кстати. Он умеет работать. Артур — очень тонкий и довольно сложный актер.


Актриса Мария Луговая и режиссер Вера Сторожева
Фото: Личный архив


— А если у хорошего артиста сложный характер?

— Если случаются капризы, вылезают дурные стороны, стараемся побороть это разговорами, переговорами. Группа большая, терпеть прихоти одного человека мы не можем — график.

— Артур рассказывал, что во время съемок «Марии. Спасти Москву» он ноги отморозил, но съемочный процесс никто не остановил. На что еще ваши артисты готовы ради хорошей роли?

— Видите, Артур был готов ноги отморозить. (Смеется.) Они обычно держат в тайне свои потери. Лишь иногда жалуются. Я их, конечно, жалею, но так, немножко. Каждый ведь рискует чем-то своим.

— В Ростове Великом вы снимали в старинном храме, который нуждается в реставрации. Теперь вы взяли шефство над этим приходом. Часто ли случается помогать?

— Благотворительность — дело интимное, не могу сказать, насколько часто. Я помню такой эпизод. Когда Кира Георгиевна Муратова снимала «Астенический синдром», я играла секретаршу, которая ратует за бездомных животных. И вот режиссер в Одессе пошла на живодерку и стала этих животных оттуда вызволять. А одну маленькую собачку забрала себе. Так и жила эта спасенная собачка у Киры.

В фильме «Чувствительный милиционер» снимали эпизод в детском доме, и один из сотрудников группы усыновил ребеночка. Всё бывает в кино: люди попадают в некую среду, наверное, сердце отзывается, особенно когда видишь, что люди в провинции живут по-другому.

— Какова судьба этого храма?

— Храм уникальный. И нужд у него много. Он построен по приказу Ивана Грозного. В нем частично сохранились старинные росписи. Мы благодарны батюшке за то, что он нас туда пустил и даже разрешил актрисе войти в алтарь, чем нарушил традицию. Женщинам туда нельзя. Но пока алтарь не был освящен, позволил. Мы не злоупотребляли, только Маша Луговая у нас входила туда.


Кадр из фильма «Чувствительный милиционер»
Фото: CNC


— Опять чудо?

— Да. И не одно. У нас по сценарию икону должны прятать в сейф в алтаре храме. У героини такие слова: «О, немцы как расстарались — сейф сделали». Я говорю: «Как сейф мы в алтаре будем делать?». На что батюшка говорит, что сейф уже сделан. Представляете. Вот такая нам помощь была повсеместно.

— На роль старицы вы пригласили Ольгу Лапшину. Что уникального в ней?

— Это актриса широчайшего диапазона. Я сразу сказала, что Оля Лапшина будет играть старицу. И занималась кастингом на другие роли. Потом пришел актер Валерий Горин пробоваться на Сталина, говорит, что позвонил Оле Лапшиной и сказал: «Тут роль, которую только ты сыграешь». А она говорит: «Я уже полгода как утверждена».

— Если Вера Сторожева хочет получить себе в кино какого-то артиста, она его получает?

— Если артист свободен, режиссер хочет, и бюджет фильма может его позволить, обычно всё происходит. Если это дорогостоящий артист, а бюджет небольшой, то он соглашается на меньший гонорар. А если хочет больше денег, я на него обижаюсь и уже его не хочу. (Смеется.)

— Были такие случаи?

— Всё было. 20 лет работаю. Кажется, все артисты побывали у меня на кастинге. Всех помню, кто-то начинал у меня, и я радуюсь их движению и успеху.

— Голливудского артиста не хотите?

— Не хочу, потому что не нужен. Пока.



Справка «Известий»

Вера Сторожева — режиссер, сценарист, продюсер. Родилась в Челябинской области. Окончила Московский государственный университет культуры, затем ВКСиР (мастерская А. Митты). Дебютировала мелодрамой «Небо. Самолёт. Девушка». Ее третья игровая картина «Путешествие с домашними животными» получила главный приз Московского кинофестиваля. Среди других работ: «Скоро весна», «Компенсация», «Мой парень — ангел», сериал «Шифр», ряд документальных картин, в том числе «Живой Пушкин» (премия «ТЭФИ» – 2000).

Автор
Зоя Игумнова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе