Андрей Кончаловский: Сегодня я снимаю для того, чтобы положить фильм под кровать

Режиссер фильма «Рай» дал пресс-конференцию на Венецианском кинофестивале.
Новый фильм Кончаловского вдохновлен судьбами реальных героических русских женщин, эмигранток, погибших в фашистских концлагерях, спасая еврейских детей. В картине ее зовут Ольга, и ее хорошо играет Юлия Высоцкая.
Андрей Кончаловский
Фото: Евгения ГУСЕВА


- Юля не знала, что я постригу ее налысо, - заметил режиссер. - И когда ее постригли, она 3 часа не могла выйти из своего трейлера. Это значит, что она пришла на съемку очень хорошо подготовленная.

На вопрос о том, насколько созданный Высоцкой образ вдохновлен реальными героинями – Викой Оболенской, матерью Марией, Кончаловский ответил:

- Кино - это всегда фантазия, но в данном случае она основана на жизнях нескольких женщин русской эмиграции в Париже, которые бежали от большевиков, но во время войны вошли во французское Сопротивление и спасали еврейских детей. Все они погибли. Но героиня нашего фильма - это собирательный образ.

Тема Холокоста сейчас ужасно банализирована. Если видишь двести очень худых людей еврейской внешности в полосатых пижамах, то это выглядят как опера Верди «Набукко». Я хотел снять кино не о Холокосте, а о природе зла, потому что зло вечно, и большинство людей, которое его творит, думает, что они творят добро. Достаточно вспомнить Савонаролу или Жанну Д'Арк, или бомбардировки Ливии, Ирака и Сербии, чтобы понять, что зло всегда прикрыто словами о свободе, счастье и демократии. Фраза «Прости их, Господи, они не ведают, что творят» - для меня вечная.

Фильм «Рай» открывает нового Кончаловского, но сам режиссер считает, что обновление началось с прошлой картины, «Белые ночи почтальона Тряпицына»:

- Начиная с предыдущей картины, которая тоже была показана в Венеции, я начал новую главу своей жизни. Я перестал думать о зрителе, о бюджете, о том, о чем режиссер должен думать всегда и что сковывает его свободу. Я снимаю, чтобы положить фильм под кровать. Эта свобода, конечно, непросто даётся, и я сразу говорю инвесторам и продюсерам, что назад своих денег они не получат. Фонды, вложившие деньги в картину, в том числе фонд Алишера Усманова, они знали, что делают этот фильм не потому, что хотят заработать, а потому что хотели вместе со мной коснуться очень трудных тем. Сейчас мало кто хочет смотреть на концлагеря, и я могу это понять - я тоже не хочу. Но в этом фильме мы говорим о насилии над душой, а страшнее этого ничего нет, об этом писали Данте и Достоевский, они тоже показывали не страдания плоти, а страдания души, и это действительно очень сложно передать. Я хотел показать трагедию самообмана людей, которые творили зло, хотя были уверены, что творят добро.

- Почему вы только сейчас почувствовали себя свободным?

- Чтобы это произошло, нужно было работать 50 лет, думая, что все знаешь. Но когда залезаешь на гору и видишь другие, на которые тебе не залезть, то понимаешь, что ничего не знаешь. Сложно быть свободным в кино, потому что оно зависит от денег. Но сейчас, когда можно снимать на айфон, а скоро можно будет снимать на спичечную коробку, вопрос денег отходит на второй план. Кино будет принадлежать молодому поколению, которое будет готово отдать последний цент, чтобы снять кино. Не заработать, а отдать. Я понял в Голливуде, что деньги убивают свободу. Банально, но это так.
Автор
Стас ТЫРКИН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе