Алексей Учитель: Не я придумал роман Николая II с Матильдой Кшесинской

Режиссер рассказал «Комсомолке» о своем скандальном фильме про императора и балерину [видео].
Перед цесаревичем Николаем Александровичем (будущим Николаем II) был выбор - любовь или престол. Он выбрал последнее.
Фото: kinopoisk.ru


Съемки фильма «Матильда» Алексея Учителя завершены, картина монтируется и должна выйти в прокат через полгода. Лента уже успела расколоть общество. История любви будущего императора Николая II и польской балерины Матильды Кшесинской вызвала шквал протестов. То Наталья Поклонская вдруг говорит, что фильм надо запретить: недопустимо показывать роман балерины и человека, который впоследствии был причислен к лику святых. То на YouTube появляется видео, где какие-то мужчины в черном жгут портреты режиссера и постеры фильма... Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков потребовал остановить мракобесие: угрозы экстремистов недопустимы!

О происходящем мы решили поговорить с самим Алексеем Учителем.



«Сам еще не видел картину целиком»

- Ваш фильм впервые вызывает такую острую реакцию?

- Такую - да. Притом что фильм целиком не видел даже я сам. Я всегда готов к спорам, но только после того, как люди посмотрят картину и им будет что обсуждать. Пока же, конечно, это вызывает лишь удивление. Многие мои коллеги говорят: «Вы молодцы, хорошо продумали пиар-кампанию», но это не так. Меня больше всего удивляет, почему этот шум не начался раньше. Во время съемок я рассказывал о «Матильде» на всех телеканалах. И вот когда фильм снят и все идет к финишу, начинается какая-то странная реакция. У меня много вопросов: например, к количеству писем против «Матильды». Общественный совет получил их ровно 20 000, как и госпожа Поклонская. Меня просто не хватает на все, в том числе чтобы загружать прокуратуру проверкой этих писем. Но я уверен, что 90 процентов окажутся фальшивками...

- Вам не хотелось позвонить Наталье Поклонской, поговорить с ней?

- А почему я должен оправдываться? Я не считаю, что я что-то сделал неправильно. Если она так считает, ну что ж... Моя мечта, чтобы на премьере она сидела рядом с Ларсом Эйдингером, которого она назвала порноактером. Хотя, конечно, никакой он не порноактер. Он прекрасный театральный и киноактер мирового уровня. Существует отрывок, в котором он на экране голый, но это фрагмент фильма Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». Да и голое тело как таковое в кино у нас не под запретом... Но и то, что он немец, тоже почему-то оказалось плохо!


Режиссер Алексей Учитель.
Фото: Евгения ГУСЕВАtrue_kpru



Министр приезжал на съемки

- Кстати, Владимир Мединский, министр культуры России, когда приходил на эфир Радио «Комсомольская правда» (fm.kp.ru), поддержал «Матильду». Это было ожидаемо? Или вы вообще не понимали, от кого и что ждать?

- Я был уверен в его поддержке, потому что Владимир Ростиславович два или три раза был у нас на съемках и своими глазами видел: все, что делается, делается во славу российского кино. Исторические сюжеты подаются абсолютно объективно. Пусть с какой-то долей фантазии, но они не противоречат истории, и мы за Николая II, за то, что с ним происходило. Министр высказался абсолютно справедливо.

- Вам понятно, откуда пошла инициатива травить ваш фильм?

- Об этом и надо задуматься. Дело не в фигуре Николая II и не в Матильде Кшесинской. Речь о степени агрессии в людях, умноженной на спекуляции на православии и христианстве... Малообразованные люди начинают брать палки в руки и рвутся вперед - только бы запретить! Мы же видели, как такие же люди с криками врывались на разные выставки, которые их не устраивали... Но не надо говорить про то, чего в фильме нет и не будет. Ты можешь сомневаться, насколько образ Николая II в фильме будет соответствовать реальному императору, это нормально. Но посмотри - и тогда уже говори! Заявления же идут из разряда «я и смотреть не буду».

Говорить о том, что это я сам придумал историю о романе наследника престола Николая и Кшесинской, глупо и наивно. Есть воспоминания самой балерины, изданные во всех странах мира. Хорошо, предположим, она все наврала. Но есть дневники и письма Николая - вряд ли это подделка! Вопрос, можно ли рассказывать об этом с экрана, для меня даже не стоит. Это не пошлость, не скабрезная история мелкой интрижки, а история большого чувства, рассказ о человеке, который был молод и мог влюбиться. И даже был на пороге того, чтобы отказаться от престола ради этой любви. Выбирал между чувством и долгом - собственно, картина об этом, о том, как будущий император пытается понять, что с ним происходит, и выбрать правильный путь... Я думаю, зрители, в том числе верующие, как раз будут лучше понимать его святость: он предстает не статуей, а человеком - эмоциональным, переживающим.



Триллер и необычная роль Козловского

- Вы скрупулезно относитесь к материалу. Как-то, говорят, вы сделали 53 дубля одной сцены. А какая сцена в «Матильде» заняла больше всего времени?

- 53 дубля было в фильме «Космос как предчувствие». В «Матильде» такого не было. Самой сложной, наверное, была сцена коронации Николая II. Мы ее делали масштабно, с костюмами, с массовкой в 500 человек. Люди не выдерживали, падали в обморок - их гримировали с восьми утра до двух часов дня. Я не считал, какое количество дублей мы сняли.

- Кшесинская в первую очередь была балериной. Вас консультировали специалисты по балету?

- Да, с нами работал Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер замечательного Пермского театра оперы и балета. Кстати, снималась вся труппа этого театра - они приезжали на съемки. У актрис, сыгравших Матильду Кшесинскую и ее соперницу итальянскую балерину Леньяни, были дублерши из этого театра... В картине будут две балетные сцены. Первая - из коронационного балета, а вторая - из «Жизели», поставленной в Перми. Но это сюжетные балетные сцены. У нас и элементы триллера будут: целая линия, которую ведет Данила Козловский, его герой - влюбленный в Кшесинскую офицер, у которого была невеста, повесившаяся из-за того, что он ее бросил... Очень драматическая история, и очень необычная для Данилы роль.


Кшесинская прожила долгую жизнь и скончалась в Париже в 99 лет.
Фото: GLOBAL LOOK PRESStrue_kpru



«Это Винокур сказал: давай снимем фильм про балет»

- Говорят, «Матильда» началась с того, что к вам пришел Владимир Винокур и сказал: «Давай снимем фильм про балерин!» Как вы это восприняли?

- Да, это факт: мы встретились, прозвучало такое предложение. Думаю, что это еще связано с тем, что жена Владимира в прошлом балерина, а дочка танцует в Большом театре. Мне предложили очень хороший сценарий, но по жанру это был байопик (биографическая картина. - Ред.). Это мне было не очень интересно. Поэтому мы со временем нашли другого сценариста - Александра Терехова. И он написал о судьбе Николая Романова, наследника престола. Если первый сценарий рассказывал чуть ли не о всей жизни Кшесинской, то здесь промежуток всего в несколько лет - от их знакомства до коронации императора.

- Я так поняла, что вам интересна закулисная жизнь, скрытая от посторонних глаз. Можно, например, вспомнить ваш документальный фильм «Рок» о советских рокерах. Как вы думаете, картина о тайной жизни какой субкультуры могла бы быть так же достойна экранизации?

- Да любой. Моя прошлая картина «Восьмерка» по Прилепину - это закулисная жизнь ОМОНа со всеми ее страстями. Тоже безумно интересно.


Автор
Елена ЛАПТЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе