Александр Сокуров: "Я уперся в стену. Пытаюсь что-то сделать, но результат скромный"

Известный режиссер признался "НГ", что, защищая "Ленфильм", ему хочется брать в руки тяжелые предметы и бить без устали В воскресенье в Ереване завершился IX Международный кинофестиваль «Золотой абрикос», где победу в игровом конкурсе одержал фильм Сергея Лозницы «В тумане», созданный при участии России.
Приз «Серебряный абрикос» в документальной программе достался российскому кинорежиссеру Алексею Вахрушеву за картину «Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне». Чуть раньше в духовном центре армян Эчмиадзин отметили специально учрежденной премией «Да будет свет!» Александра Сокурова «за пропаганду духовных, культурных и общечеловеческих ценностей, за значительный вклад в развитие мирового кинематографа». Вручал награду Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II. В ответном слове Александр Сокуров говорил о том, как мало сегодня осталось церквей, которые возвышаются над политической суетой, защищают свой народ и культуру. По его мнению, большая вина в приумножении зла в этом мире лежит на кинематографе, ведь нигде не утверждается с таким блеском приоритет насилия, как на экране. Оказавшись впервые в Армении, российский режиссер не только знакомился с памятниками старины, но и захотел поехать на завод, посетить школу и деревню. Когда ему предложили побывать на кондитерском производстве и сигаретной фабрике – отказался. Отправился за несколько десятков километров от Еревана на цементный завод. Поскольку все обычные школы были закрыты на время каникул, Сокуров побывал в открытом восемь месяцев назад образовательном центре креативных технологий Tumo, напоминающем нечто из будущего. Там обучаются дети от 12 до 18 лет. Построен центр состоятельным американцем армянского происхождения и, как скажет Александр Сокуров, «напоминает сон, и не дай бог кому-то выйти из него». Там наш мастер поразил руководителей центра словами о том, что тут готовится поколение людей, которые покинут родину, что надо на этой прекрасной земле искать свой альтернативный путь и создавать гуманитарный центр. 
Человек, нажимающий на клавиши компьютера, по его словам, сильно отличается от того, кто проводит на листе бумаге линии своей рукой.

 Кинокритик Светлана ХОХРЯКОВА поговорила с Александром СОКУРОВЫМ в посольстве России в Армении, естественно, разговор коснулся не только поездки режиссера на цементный завод, но по понятным причинам и судьбы «Ленфильма». 

– Зачем вы поехали на цементный завод? Какие истины хотели для себя открыть?
 – Почему же сразу истины? Я хотел увидеть людей. Мне же неизвестно, как они живут, ведь я никогда не был здесь. Интересно, как люди одеваются, смотрят и слушают, знают ли русский язык, как относятся ко мне – русскому человеку. Каков их уровень культуры – интуитивный он или прямой. Я этого не узнаю, если не увижу людей своими глазами. Это ведь не имеет никакого отношения к салонной жизни. Мы поехали на завод, посмотрели, как там работают люди. 
– Это умирающая жизнь, как на многих российских предприятиях?
 – Нет. Там много работает женщин и мужчин, это живые люди. Мы с ними разговаривали. Для меня это важно. Иначе зачем было ехать в страну и не узнать ничего про ее людей.

– На заводе нормально восприняли ваш приезд? Не удивились – чего, собственно, этот человек к нам приехал?
– Никто по этому поводу вопросов не задавал и не удивлялся. Все было цивилизованно и с пониманием. Это очень достойные люди. Мне нравятся армяне своим легким нравом и скрытым мужеством. На всем кавказском горизонте они по внутренней сути, как мне кажется, абсолютно не агрессивны. Люблю такие характеры. 
– Считается, что, если ты хочешь понять город или страну, надо отправиться на вокзал и рынок. У вас же возникли другие маршруты.
 – Мы ехали на машине, и я наблюдал за жизнью улиц, за людьми. Покинули Ереван, и я подумал: неужели это Армения? Какое отношение имеют к ней пыльные стандартные дома, никак не отражающие культуру народа? Смотрю на то, что происходит в отеле. Все аккумулирую, собираю. У меня все же есть жизненный опыт, так что могу сравнивать одно с другим. Я получил сильное впечатление. 

– Вами движет человеческое любопытство или творческий поиск?
 – Чисто человеческое любопытство. 
– Вы неравнодушны ко всему и в последнее время так яростно боролись за «Ленфильм» и его независимость, пытаясь сохранить этот бренд, дух старейшей киностудии, переживающей кризис. Вы устали от противостояния. Получается, что биться бесполезно и ничего изменить нельзя?

 – Я исчерпал все свои ресурсы и законные способы по линии защиты национальной культуры, остались только незаконные. Я уперся в стену. Пытаюсь что-то сделать, но результат скромный. 
– Вас не хотят услышать?
– Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Кто-то хочет, кто-то нет. Столько вокруг хитросплетений, трудно в них разобраться и определить меру действий. Хочется кричать, орать, брать тяжелые предметы и бить без устали. Возникает ощущение гнева. Начинаешь бояться того, что сам изменишься. И результата не будет никакого, и ты превратишься неизвестно во что. Я не хочу звереть. Внутри самого коллектива «Ленфильма» опора слабая и зыбкая. Вообще ситуация тяжелая. Выход – только в жесткой авторской воле. Нужен человек, способный взять ситуацию в свои руки и продержать ее, скажем, пять лет. Необходимо сформировать состав художественного совета, собрать режиссуру, полностью изменить управленческую структуру, подчинить репертуарную политику воле руководителя – и все это в условиях хаоса и цепочки самых разных интересов, сплетающихся вокруг «Ленфильма». Если будет ответственность одного человека, тогда что-то сдвинется. А без этого ничего не сделаешь. 
– Такого человека надо еще найти. Или он есть? 
– Я не уполномочен искать. Я не снимаю на «Ленфильме» и не являюсь его режиссером по природе своей. Там я для всех чужой человек. Почему всем этим занимаюсь, иногда даже себе не могу ответить. Моего имени нет в справочниках «Ленфильма». И моими картинами, естественно, никто не занимается. Никого я там не интересую. Но это не является для меня предметом переживаний. Если буду искать возможность работы, то за пределами студии. Но для меня важно, чтобы существовал хотя бы один коллектив в стране, где есть сообщество опытных людей, способных для начала просто под локоток поддержать, особенно тех, кто только начинает работать. Я очень ценю крупные профессиональные коллективы. Они крайне важны и полезны для развития и существования киностудии как мастерской. Там должны поддерживать, иногда воспитывать, помогать, а очень часто и защищать. Такого нет нигде в мире, а у нас подобный опыт существовал в советский период и показал свою животворность и правильное направление. Для старших, понимающих людей важно, чтобы существовала цепочка гарантий их деятельности. Защитить и поддержать – вот серьезная задача. 

– Почему же нельзя пробить ваши инициативы? Деньги людям застили глаза? 

 – Причин много. Это отсутствие принципов государственной политики в области культуры, абсолютно подвешенное состояние государства российского с точки зрения политэкономической теории и практики. Оно находится в хаотическом состоянии и не имеет строгой системы развития. Если существовать лишь в рамках жизни на плаву, то это слишком тяжелая посудина. Она должна двигаться, иначе утонет. Этнический состав в стране нуждается во внимании, нельзя упускать из виду и резкое ухудшение качества образования, дискредитацию идеи искусства и культуры как ауры, в которой должны существовать народ и общество. Никто ведь из руководителей страны не скажет, что цель государства – развитие культуры во всем ее возможном разнообразии. А ведь на нее должна опираться идея государственности, внешней политики, межнационального общения. До разворота в сторону культуры ни народ, ни руководство страны еще долго не дойдут. Понятно, что все делается не сразу и какие-то хорошие изменения есть, но ситуация тревожная. Подробнее: http://www.ng.ru/cinematograph/2012-07-17/7_sokurov.html
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе