Человек, нажимающий на клавиши компьютера, по его словам, сильно отличается от того, кто проводит на листе бумаге линии своей рукой.
Кинокритик Светлана ХОХРЯКОВА поговорила с Александром СОКУРОВЫМ в посольстве России в Армении, естественно, разговор коснулся не только поездки режиссера на цементный завод, но по понятным причинам и судьбы «Ленфильма».
– Зачем вы поехали на цементный завод? Какие истины хотели для себя открыть?
– Почему же сразу истины? Я хотел увидеть людей. Мне же неизвестно, как они живут, ведь я никогда не был здесь. Интересно, как люди одеваются, смотрят и слушают, знают ли русский язык, как относятся ко мне – русскому человеку. Каков их уровень культуры – интуитивный он или прямой. Я этого не узнаю, если не увижу людей своими глазами. Это ведь не имеет никакого отношения к салонной жизни. Мы поехали на завод, посмотрели, как там работают люди.
– Это умирающая жизнь, как на многих российских предприятиях?
– Нет. Там много работает женщин и мужчин, это живые люди. Мы с ними разговаривали. Для меня это важно. Иначе зачем было ехать в страну и не узнать ничего про ее людей.
– На заводе нормально восприняли ваш приезд? Не удивились – чего, собственно, этот человек к нам приехал?
– Никто по этому поводу вопросов не задавал и не удивлялся. Все было цивилизованно и с пониманием. Это очень достойные люди. Мне нравятся армяне своим легким нравом и скрытым мужеством. На всем кавказском горизонте они по внутренней сути, как мне кажется, абсолютно не агрессивны. Люблю такие характеры.
– Считается, что, если ты хочешь понять город или страну, надо отправиться на вокзал и рынок. У вас же возникли другие маршруты.
– Мы ехали на машине, и я наблюдал за жизнью улиц, за людьми. Покинули Ереван, и я подумал: неужели это Армения? Какое отношение имеют к ней пыльные стандартные дома, никак не отражающие культуру народа? Смотрю на то, что происходит в отеле. Все аккумулирую, собираю. У меня все же есть жизненный опыт, так что могу сравнивать одно с другим. Я получил сильное впечатление.
– Вами движет человеческое любопытство или творческий поиск?
– Чисто человеческое любопытство.
– Вы неравнодушны ко всему и в последнее время так яростно боролись за «Ленфильм» и его независимость, пытаясь сохранить этот бренд, дух старейшей киностудии, переживающей кризис. Вы устали от противостояния. Получается, что биться бесполезно и ничего изменить нельзя?
– Я исчерпал все свои ресурсы и законные способы по линии защиты национальной культуры, остались только незаконные. Я уперся в стену. Пытаюсь что-то сделать, но результат скромный.
– Вас не хотят услышать?
– Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Кто-то хочет, кто-то нет. Столько вокруг хитросплетений, трудно в них разобраться и определить меру действий. Хочется кричать, орать, брать тяжелые предметы и бить без устали. Возникает ощущение гнева. Начинаешь бояться того, что сам изменишься. И результата не будет никакого, и ты превратишься неизвестно во что. Я не хочу звереть. Внутри самого коллектива «Ленфильма» опора слабая и зыбкая. Вообще ситуация тяжелая. Выход – только в жесткой авторской воле. Нужен человек, способный взять ситуацию в свои руки и продержать ее, скажем, пять лет. Необходимо сформировать состав художественного совета, собрать режиссуру, полностью изменить управленческую структуру, подчинить репертуарную политику воле руководителя – и все это в условиях хаоса и цепочки самых разных интересов, сплетающихся вокруг «Ленфильма». Если будет ответственность одного человека, тогда что-то сдвинется. А без этого ничего не сделаешь.
– Такого человека надо еще найти. Или он есть?
– Я не уполномочен искать. Я не снимаю на «Ленфильме» и не являюсь его режиссером по природе своей. Там я для всех чужой человек. Почему всем этим занимаюсь, иногда даже себе не могу ответить. Моего имени нет в справочниках «Ленфильма». И моими картинами, естественно, никто не занимается. Никого я там не интересую. Но это не является для меня предметом переживаний. Если буду искать возможность работы, то за пределами студии. Но для меня важно, чтобы существовал хотя бы один коллектив в стране, где есть сообщество опытных людей, способных для начала просто под локоток поддержать, особенно тех, кто только начинает работать. Я очень ценю крупные профессиональные коллективы. Они крайне важны и полезны для развития и существования киностудии как мастерской. Там должны поддерживать, иногда воспитывать, помогать, а очень часто и защищать. Такого нет нигде в мире, а у нас подобный опыт существовал в советский период и показал свою животворность и правильное направление. Для старших, понимающих людей важно, чтобы существовала цепочка гарантий их деятельности. Защитить и поддержать – вот серьезная задача.
– Почему же нельзя пробить ваши инициативы? Деньги людям застили глаза?
– Причин много. Это отсутствие принципов государственной политики в области культуры, абсолютно подвешенное состояние государства российского с точки зрения политэкономической теории и практики. Оно находится в хаотическом состоянии и не имеет строгой системы развития. Если существовать лишь в рамках жизни на плаву, то это слишком тяжелая посудина. Она должна двигаться, иначе утонет. Этнический состав в стране нуждается во внимании, нельзя упускать из виду и резкое ухудшение качества образования, дискредитацию идеи искусства и культуры как ауры, в которой должны существовать народ и общество. Никто ведь из руководителей страны не скажет, что цель государства – развитие культуры во всем ее возможном разнообразии. А ведь на нее должна опираться идея государственности, внешней политики, межнационального общения. До разворота в сторону культуры ни народ, ни руководство страны еще долго не дойдут. Понятно, что все делается не сразу и какие-то хорошие изменения есть, но ситуация тревожная. Подробнее: http://www.ng.ru/cinematograph/2012-07-17/7_sokurov.html