13 января 2011 ● Михаил Шиянов
«ШОК! Вы никогда больше не будете читать книги!» Или: «Что происходит с главной литературной премией страны?». Или «Писатели опозорились на 600 тысяч!». Примерно такого содержания заголовки должны были еще вчера появиться на всех «желтых» сайтах рунета. То, что этого на самом деле не произошло, вовсе не значит, что в отношении словесности нравы у папарацци мягче, чем, скажем, в отношении здравоохранения. Просто литература по-прежнему никому не нужна – пусть хоть все букеровские лауреаты друг другу на головы встанут, никто не почешется.
Скандал между тем и без «желтых» СМИ имеется добротный. Главным романом года – по версии жюри независимой литературной премии "Русский Букер" - назначили такое произведение, которое и литературой-то не каждый назовет. "Цветочный крест", роман-катавасия, как его называет сама автор, одним фактом своего появления в букеровском коротком списке так всполошил экспертов, что те не особо сдерживали себя в оценках ни до, ни после обнародования книг-победителей.
"Странное и беспомощное произведение". "Впихнуть такое в шорт-лист "Русского Букера" равносильно тому, чтоб прийти в гости к авторам остальных пяти романов и с порога плюнуть им в рожу". "Хорошо, что сегодня Россия выиграла тендер на проведение ЧМ по футболу, поэтому никто не узнает, что Букеровскую премию получило вот это".