Забытые лица ярославского «ревизора»


1 апреля исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В музее книги фундаментальной библиотеки Ярославского государственного педагогического университета имени Ушинского есть два уникальных экспоната - первые издания комедии Гоголя «Ревизор» 1836 года и поэмы «Мертвые души» 1842 года. Интересна и еще одна книга - все те же «Мертвые души», выпущенные в издательстве Маркса в 1900 году. Сегодня такое издание назвали бы подарочным. Это малоподъемный фолиант огромных размеров, украшенный многочисленными рисунками, их в тексте 355 плюс 10 гемогравюр. В предисловии Алексей Федорович Маркс пишет о том, что данное издание является первой попыткой русских издателей столь щедро иллюстрировать произведения отечественных классиков.


ПЕРЕД НАМИ РЕЖИССЕРСКИЙ ЭКЗЕМПЛЯР

Уже одно прикосновение к страницам книги, которую держали в руках современники Гоголя, способно вызвать непередаваемые чувства. Но одно дело, когда современник этот имеет лишь общие черты времени. И совсем другое, когда у него есть конкретное лицо. Страницы «Ревизора», которые посчастливилось мне полистать, сохранили для нас имя владельца книги. Причем имя это напрямую связывает бессмертное произведение Гоголя с Ярославлем, а именно с Волковским театром. На первой странице книги, там, где автор знакомит нас с действующими лицами комедии, имеется выцветшая от времени надпись: «Из библиотеки содержателя театра Василья Андреева Смирнова 1858 год». Для того чтобы прочитать эту надпись, мне пришлось вооружиться лупой, которой меня снабдил директор библиотеки Юрий Иванович Майоров. Тут же, напротив списка действующих лиц, имеются карандашные подписи фамилий. Они не везде разборчивы, не все написаны полностью. Четко читаются только две фамилии: Озеров - напротив городничего и Борисов - напротив Хлестакова. Далее по тексту тут и там встречаются карандашные и чернильные пометки, вымаранные или дописанные фразы. Не вызывает сомнения, что перед нами режиссерский экземпляр книги.

Так кто же он - владелец книжного раритета? Не долго думая я обратилась к истории родного Волковского театра. Найти в ней имя Василия Андреевича Смирнова не представляет труда, ибо он был антрепренером Волковского без малого четверть века - с 1855 по 1879 год. Несмотря на то что это самый долгий срок, на какой задерживались в театре его хозяева, имя Смирнова иначе как в бранчливой форме в письменных источниках не упоминается. Виолончелист оркестра при Вологодском театре, он появился в Ярославле в конце 40-х годов XIX века. Из музыкантов переквалифицировался в кассира местного театра. В 1848 году прежний антрепренер Михаил Яковлевич Алексеев умер, оба его театра, в Ярославле и в Рыбинске, достались по наследству вдове и дочери. Через несколько лет, скупив за бесценок векселя покойного Алексеева, Смирнов явился к вдове и предложил оплатить их либо выдать за него дочь. Вдова вынуждена была согласиться на брак дочери, иначе ей грозил разорительный судебный процесс. В качестве приданого Смирнов получил оба театра.

О ЕГО СКУПОСТИ ХОДИЛИ ЛЕГЕНДЫ

Ярославская сцена под руководством нового антрепренера постепенно обретала черты коммерческого предприятия. Жалованье актерам у Смирнова было едва ли не самым низким во всей театральной провинции - в 60-х годах у него более 35 рублей в месяц не получал никто. О его феноменальной скупости ходили легенды. Смирнов экономил даже на ремонте здания, чем постепенно привел его в плачевное состояние. О репертуарной политике театра можно судить по следующим выдержкам. В газете «Ярославские губернские ведомости» от 6 октября 1866 года читаем: «Ярославская публика любит пьесы хорошие, дельные, имеющие смысл, а не глупую дребедень французской кухни и подобных ей русских, поэтому для себя сделает он (Смирнов) пользу, если сложит всю рухлядь в архив». На это сам Смирнов отвечал: «Пьесы, которые вы называете дребеденью, приносят мне полные сборы». Несмотря на это, Смирнов пользовался известным доверием провинциальных актеров, ибо платил он хоть и мало, но заработок у него был верный и постоянный. Это было несомненным достоинством, потому как в те времена среди антрепренеров встречались и такие ловкачи, которые буквально по миру пускали свои труппы.

Какими бы нелицеприятными ни были отзывы об антрепренере Смирнове, нельзя забывать о том, что именно в пору его правления на сцене первого русского театра с огромным успехом играл прославленный русский актер Михаил Щепкин. Здесь в 1865 году в возрасте 14 лет впервые вышла на сцену Пелагея Стрепетова. И не таким уж, видно, недалеким был Василий Андреевич - вот ведь и Гоголя читал, на сцене Волковского при его правлении шла и комедия Грибоедова «Горе от ума», и пьеса Мольера «Скупой», пьесы Островского . Так что не будем слишком уж строги к делам давно минувших дней.

«РЕВИЗОР»
НА ВОЛКОВСКОЙ СЦЕНЕ

Но вернемся к «Ревизору». Напомню, что первая постановка его в России состоялась на сцене Александринского театра в Петербурге 19 апреля 1836 года. Спектакль шел здесь без перерыва 50 лет. Через месяц, 25 мая 1836-го, «Ревизор» был поставлен в московском Малом театре. Когда же увидели его впервые ярославские зрители? Увы, история об этом умалчивает. Известно только, что «Ревизор» - одна из самых репертуарных пьес Волковского театра 40 - 50-х годов XIX века. В 1849 году на одном из представлений «Ревизора» в Рыбинске присутствовал Иван Сергеевич Аксаков. Вот что пишет он о своем впечатлении от спектакля: «И актерам, и зрителям до такой степени было смешно видеть на сцене все те лица, которые сидят тут же в креслах, что актеры не выдерживали и хохотали сами вовсе не у места, а потому и играли плохо, исключая Осипа. А зрители хоть и смеялись - да ведь все свои! Всякий друг про друга знает, что он берет, и считает это делом естественным. Вот это и скверно в уездах и даже губернских городах».

Весной 1856 года в Ярославль на гастроли впервые приехал Михаил Щепкин, состоявший в дружеских отношениях с Гоголем. Помимо прочих спектаклей он играл и в «Ревизоре» роль городничего. «Впечатление, произведенное «Ревизором», было так сильно, что после каждого действия стены дрожали от рукоплесканий, казалось, театр рушится», - записывает очевидец. Через два года Щепкин вновь блистал на Волковской сцене, и опять в его репертуаре был «Ревизор». Именно во время этих гастролей знаменитый артист принес в дар городу портрет Федора Волкова, написанный, по его словам, современником основателя первого русского театра. Портрет этот хранился в Демидовском лицее и, видимо, погиб во время пожара в 1918 году.

ПЕРВОЙ НЕТ, ЗАТО ЕСТЬ ПОСЛЕДНЯЯ

В музее Волковского театра, которым заведует ныне Ирина Юрьевна Козлова, сохранилась афиша представления «Ревизора» 1875 года. На ней, между прочим, указано, что с дозволения начальства в воскресенье, 23 ноября 1875 года, в здании театра труппой драматических актеров под управлением В. А. Смирнова представлен будет «Ревизор», комедия в пяти действиях, соч. Н. В. Гоголя. Далее следует список действующих лиц и исполнителей. Более ранней афиши о представлении этой пьесы на Волковской сцене нет. Первой афиши, увы, не сохранилось, зато есть последняя - сезона 2000 - 2001 года. Всего же в советский период «Ревизор» на Волковской сцене ставился трижды: в 1943, 1952 и 2000 годах. Имеются в фондах музея и фотографии сцен из спектакля. Так, в 1952 году Анну Андреевну, жену городничего, играла народная артистка РСФСР Александра Чудинова.

Каким образом попал экземпляр первого издания «Ревизора», принадлежавший антрепренеру Волковского театра Василию Смирнову, в библиотеку педагогического университета, которая начала формироваться параллельно открытию учебного заведения в 1908 году? Теперь вряд ли возможно найти ответ на этот вопрос. История способна поглощать без следа даже судьбы цивилизаций, а уж книг и подавно.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе