Виктор ВЛАСОВ. Не хочу в богему

О значении слова «богема» я никогда не задумывался, пока меня не спросили.

А случилось это в школе, прямо на уроке, когда воцаряется рабочая тишина. Сижу за столом учителя, просматриваю план урока, дети выполняют моё задание, а девочка-пятиклассница вдруг поднимает руку и спрашивает о том, какое из своих литературных произведений я ценю больше остальных, как живёт омская богема и главным образом – как я участвую в этой особой «тусовке». Читая мои посты в социальной сети или материалы блога на сайте глянцевого журнала «Наша молодёжь», Анастасия (светлая голова) наверняка размышляет о тех людях и событиях, о которых я упоминаю. Поднимаемые мной проблемы не оставляют отличницу равнодушной. Будущее в лице девочки задаёт мне взрослый вопрос. А я не могу и не должен ударить в грязь лицом!


Богема… Что это означает для омского учителя, писателя, журналиста и т.д. В. В. Власова, который имеет фантастическую учебную нагрузку в школе в 61 час (это 11-12 уроков в будние дни, включая субботу – там, слава Богу, только пять и два кружка).

Между печатанием-корректированием рабочей программы поздно вечером я открываю «Википедию». Для общего развития узнаю, что французское «bohème» первоначально означало «цыганщина». В широкий обиход слово «богема» вошло с середины XIX века, когда французский писатель Анри Мюрже в своём романе «Сцены из жизни богемы» описал нищую, но свободную и весёлую жизнь артистической молодёжи, населявшей Латинский квартал в Париже. Именно из столицы Франции богемный образ жизни начал своё победное шествие по Европе.

Вот зачем, раздумываю я, многие писатели стремятся жить или хоть недолго поработать в Париже. Вдохновиться и прочувствовать эту необычную атмосферу. Но отсюда трудности – беды возникавшие в ходе творческих скитаний-мытарств. Их (писателей и прочих творческих деятелей) любили и презирали. Им завидовали, их опасались, считая избранниками муз и отбросами общества одновременно. Они были талантливы и свободны, отвергали правила и условности. Словесность сильна занятными примерами.

Замечательный прозаик и многолетний ректор Литературного института Сергей Есин (прожил 84 года) устами персонажа одного из своих романов так описывает положение современного российского литератора со всеми его невеселыми перспективами: «Мы скоро доносим свои костюмы, которые купили двадцать лет назад, окончательно развалятся наши машины, мы продадим наши квартиры, потому что содержать их не на что, и превратимся в люмпенов. Раньше, много лет назад, когда в нашу страну приезжал знаменитый американский писатель Стейнбек, он восхищался материальным положением русского, тогда советского, писателя. Когда американского классика спрашивали о роли писателя в их свободном обществе, он объяснял, что это положение отвечает положению между пингвином и собакой. Сейчас такое же положение заняли в России писатели, которые раньше были людьми хотя и среднеобеспеченными, но достойными».

Как выясняется, можно привести множество цитат и примеров из творчества не только зарубежных писателей. Побывав в Париже, многие российские писатели также поправили свой социальный статус, если не сказать, что поднялись практически со дна.

Если вы, дорогие читатели и ученики, спросите, мол, хотелось бы мне пожить и поработать в Париже, я отвечу однозначно: да. Остаётся лишь выучить французский язык (я – учитель английского и немецкого). Картину богемы представляю себе так: шумная тусовка, большое количество не совсем трезвых людей, кто-то поёт, читает стихи, играет в карты, табачный дым, кальян и другие одурманивающие вещества, контакты между полами, бурные споры об искусстве, а может и о сущности жизни… Что ещё? Спиритические сеансы… Всё? фантазия иссякла! Многие путают богему и элиту. Речь идёт всё-таки о богеме.


Скандально известный писатель Чарльз Буковски


Что нужно делать, чтобы стать богемным человеком, полезно ли это для общества и творчества? Как по мне, то стать богемным человеком можно с лёгкостью, однако хотелось бы, чтобы это происходило без ущерба для здоровья и семейного бюджета. В любом развлечении-удовольствии должна быть мера, согласны? В крайнем случае, не заставит ждать плачевный результат. Богемная жизнь – это свобода, сопровождаемая выпивкой, табачным или химическим дымом (вейп), бесконечно долгой прогулкой, фривольным образом жизни. Легко представлять себя богемным человеком, потягивая, например, пиво «Богемное». Да, оно так и называется. Сладковатое, кстати. К счастью, оно больше не продаётся около нашего дома на Московке.

«Бомжата», «бичуганство», бродяжничество, своеволие, разгульность, саморазрушение, деградация и т.д. – не только эти ассоциации приводит в разговоре, сравнивая богемный образ жизни, мой знакомый священнослужитель. Батюшка-настоятель против прожигания жизни. Лучше, по его авторитетному мнению, работать и приносить пользу окружению и не забывать посещать православный храм.

Как писатель и журналист, учитель и просто человек, отдыхающий в законный отпуск, я выхожу прогуляться с отцом. Иногда не обходится без алкоголя, конечно. До виски, бренди или рома нам с папой далеко, однако выпить малую толику разливного тёмного пива мы не отказываемся. Мера и разум у нас присутствуют.

У кого не бывает таких желаний? Бывает, хочется прогуляться, слегка выпить пива, поужинать в кафе-столовой «У дядюшки Юсуфа» – это прекрасная восточная кухня, расположенная недалеко от нашего дома. Мы много заказываем, потому что немало едим, общаясь на самые разные темы – говорим о будущем детей-внуков, о работе и дополнительном заработке, о хобби. Можно ли считать это богемной жизнью? Наверное, нет.

Мы с папой пройдёмся до гаража и обратно, до станции технического обслуживания, проведаем бабушку на дачном участке – не нужна ли ей, родной, помощь? Гулять по улицам милого посёлка – это наша богемная жизнь? Если её таковой посчитать. Но я знаю омских писателей и журналистов, которые уходят в загул-богему надолго. У них философский возраст и мало сил, но желания «богемиться» хоть отбавляй. Стоит мне принести пару бутылок красного вина известному омскому писателю и журналисту, как он немедленно рассказывает о своих любовных похождениях. Он восстаёт, подобно Спартаку-гладиатору, и отправляется в путь, меня не берёт, знает, что не выдержу. Я человек семейный, отец двоих детей – мне нельзя бросаться в тяжкие по определению. Торопливо собираясь, он заламывает шляпу набекрень и всегда меня спрашивает о тех, с кем я переписываюсь.

– Как поживает твой Пётр Алёшкин «Наша молодёжь»? – уточняет этот самый «гуляка». – Не запустил ли новый проект – литературного толка? А как дела у Вячеслава Огрызко – почитай его раскрытые дела, вот разбирается публицист в советском прошлом – настоящий детектив! Олежку Куваева грызёт. Как там Юра Перминов или Аркаша Елфимов, как Лёва Трутнев или Трегубыч?

Я помалкиваю, мне грустно. Тоже собираюсь, сытно накормленный этим общительным и необычным человеком. Вдруг не увижу его вскоре? Вдруг о нём сообщат как о поэте Аркадии Кутилове вскоре?..

– Ну, прощай, ниндзя из «Красного лотоса», я побрёл «По ту сторону неба» и встречу, глядишь, свой «Последний рассвет»! – только со мной, похоже, мой авторитетный коллега, разговаривает названиями моих работ.

Со многими омскими писателями я не общаюсь в реалии – переписываюсь чаще в интернете, поскольку они невероятно заняты или перебрались в глубинку, подражая советским классикам: Валентину Распутину или Виктору Астафьеву. Зато я поддерживаю связь с генеральным директором и редактором журнала «Наша молодёжь» Петром Фёдоровичем Алёшкиным. Талантливый писатель и доктор исторических наук показывает своим ярким примером, как должен держаться писатель, несмотря на возраст и критику. Его заметки в социальных сетях показательны. Этого прекрасного человека заботит родная история, а также стечение нынешних обстоятельств. Он живёт работой, творчеством, семьёй.

Глубоко задумываться о том, что представляет собой омская или любая другая богема попросту нет времени у занятого человека. Например, Лев Емельянович Трутнев, известный омский писатель и мой наставник, считает, что сегодняшняя российская и мировая богема – это эстрадные дивы, которые десятилетиями не сходят со сцены. Всем им, считай, за пятьдесят и шестьдесят. Зашпаклёванные, развращённые изобилием денег, мечущиеся в поисках выгодного применения своих талантов. Некоторые из них становятся «хранителями» непонятных семейных ценностей и половых отношений-ориентаций, их духовные ценности неясны, словно стиль неопытного писателя. На фоне эстрадных звёзд писатели теряются как представители богемы. Да, они задают общественный тон и способны навести блеск своим остроумием, однако их средства ограничены.

Со времён Михаила Евдокимова, скажем, обрисовывается яркий круг юмористов, и можно было следить за их тематическими встречами и жизненными приоритетами, даже пристрастиями. Этот комментарий мне присылает знакомый и уже не молодой омский журналист Д.К., который буквально поселился в интернете и если не занимается фрилансом, то обязательно разгуливает в одиночестве или употребляет алкоголь в шумной компании писателей фантастов-ролевиков.

– Хотелось бы, чтобы представители политической элиты – если таковая в России есть – публично, но непринуждённо строила мостики-точки соприкосновения с творческими группами, представляющими ценность для молодёжи, – делится журналист. – Позитив в нынешнем обществе исходит не от богемы – это точно, Виктор. Говорят, что хорошая метафора для писателя – это своего рода кукушонок, которого сразу видно. Характерная черта богемщика – это всё-таки сиротливость, периодический уход в себя, порой даже заброшенность и отчаяние. И потом, как следствие – взрывная удаль и всплеск обаяния, как неизбывные атрибуты гениальности! Богема – состояние человека, а не общество, породившее его.

Читая Э. Лимонова, Г. Миллера, Д. Керуака, Ч. Буковски и прочих «богемщиков», вряд ли я скажу, что богема – это хорошее и правильное состояние человека. Мне бы не хотелось злоупотреблять алкоголем подобно Валерию Ободзинскому – известному советскому и российскому эстрадному певцу, заслуженному артисту Марийской АССР. Мне бы не хотелось, чтобы обо мне показали сюжет по телевизору как о спившемся поп-рок музыканте Александре Барыкине или об актёре Владимире Басове. Жаль, когда талантливые люди губят жизнь в дурмане сигаретного дыма, тонут в алкоголе или постоянно бродяжничают.

Ученице Анастасии я отвечаю не сразу, а через время – пишу ей «Вконтакте». Она долгое время болеет, а я присылаю ей домашнее задание и ссылки на «ютюб-канал», где объясняется новая тема. Акцентируя внимание девочки на том, что не стоит путать культурный отдых с образом жизни, я предупреждаю, что не всем удаётся держаться молодцами до конца жизни. Не всем удаётся держать планку правильного человека. Существуют периоды в жизни, когда становится трудно, а помочь почти некому.

Моим письменным ответом Анастасия удовлетворяется, однако ей непонятны мотивы ухода творческого человека в богему. У неё нет чувственного опыта для этого. Она живёт с родителями – в полноценной семье, где мама и папа прилично зарабатывают. Она хорошо рисует и способна изобразить на листе любого формата свою воображаемую богему. Что она и сделает, а я – предложу взять у неё интервью для школьного сайта, где я являюсь корреспондентом. Пусть она выскажет свое авторитетное мнение насчёт богемы. И пусть она, милый ребёнок, остаётся вдалеке от неё, живёт реалиями, а не выдуманными идеалами, мечтает о жизни, а не о славе, имеет достаток, а не прозябает в нищете.

Будь собой, Настя, пусть мир видит твою душевную красоту, а не попытку жить чужой, пусть и пёстрой событиями жизнью!

Автор
Виктор ВЛАСОВ (г. ОМСК)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе