Уважайте тучных: почему полные люди переживают дискриминацию

Фрагмент книги Деборы Лаптон «Жирные».

В серии «Исследования культуры» Издательского дома Высшей школы экономики выходит русский перевод книги австралийского социолога Деборы Лаптон «Жирные», посвященной политике телесности и стигматизации людей, не вписывающихся в рамки нормативных представлений о красоте. «Горький» публикует отрывок, в котором автор пытается разобраться в том, чем дискриминация тучных отличается от других дискриминационных практик.


Дебора Лаптон. Жирные. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. Перевод с английского А. Архиповой под научной редакцией А. Смирнова


«Отвращение к жиру», «ненависть к жиру», «угнетение тучных», «превосходство худых», «жирофобия», «охота на ведьм в отношении тучности и тучных людей», «предубеждения против веса» — эти и многие другие термины постоянно используются фэт-активистами для описания стигматизации и осуждения, которым подвергаются тучные люди. Тучные люди социально не защищены, они сталкиваются со стигматизацией и предрассудками в ряде социально-экономических областей. Статистически они чаще, чем остальные, живут в бедности, зарабатывают меньше, оказываются безработными, занимаются низкоквалифицированным трудом, у них ниже уровень образования и уровень жизни. К тучным людям менее уважительно относятся сотрудники магазинов, они реже состоят браке и часто подвергаются насмешкам и оскорбительным замечаниям со стороны коллег, друзей, членов семьи и незнакомцев в публичном пространстве. Медработники также относятся к ним негативно, считая их ленивыми, глупыми, недисциплинированными и никчемными, и рассматривают их тучность как результат слабоволия. Тучные люди часто уклоняются от визитов к врачу, потому что боятся негативной оценки со стороны врача, который заставит их взвешиваться. Тучные дети чаще оказываются жертвами преследования и предубеждений со стороны других детей, сталкиваются с остракизмом, высмеиванием и буллингом.

Приводят ли социально-экономические проблемы к тучности или, наоборот, тучность приводит к бедности и прочим социально-экономическим проблемам — это дискуссионный вопрос. Описанные выше формы дискриминации тучных людей могут приводить, например, к тому, что они будут не в состоянии получить высокооплачиваемую работу. Существует мнение, что низкий социально-экономический статус тучных людей может стать причиной проблем со здоровьем, поскольку сочетание бедности, стигматизации из-за веса и обусловленного ими невысокого социального статуса порождает постоянный стресс. В сочетании с низким уровнем жизни и невозможностью заниматься физическими упражнениями и питаться высококачественными продуктами такая подверженность стрессу провоцирует заболевания, которые человек не может лечить из-за отсутствия доступа к высококачественной медицинской помощи.

Стигма, социальный остракизм и дискриминация, сопутствующие тучной телесности, очень во многом напоминают стигматизацию и дискриминацию, связанные с «неправильной» сексуальной ориентацией, этническим происхождением или расой, цветом кожи, религией или ограниченными возможностями здоровья. Однако существенная разница состоит в том, что тучность в нормативной культуре рассматривается как возникшая по вине самого человека, как телесная особенность, которую можно изменить, если только у тучного человека достанет самоконтроля и самодисциплины. Тем самым часто тучные люди рассматриваются как заслуживающие дискриминации, от которой они страдают, потому что они сами виноваты в своей тучности.

Комментарии, которые Джули Гутман, преподаватель Калифорнийского университета в Санта-Крузе, получила от студентов, записавшихся на ее курс по политике ожирения, свидетельствуют о негативном отношении к тучным людям. Несмотря на то что в курсе, посвященном скептическому взгляду на «эпидемию ожирения», подробно разбиралась проблема социального конструирования и политического измерения ожирения и рассматривалась аргументация фэт-активистов, Гутман обнаружила, что многие студенты по-прежнему озвучивали доминирующие ортодоксальные представления о тучности как крайне нежелательном негативном и патологическом состоянии, свидетельствующем о неспособности человека взять на себя ответственность за свое здоровье и внешность. Некоторые студенты выразили резко отрицательное отношение к попыткам одной из приглашенных спикеров — известной фэт-активистки, гордо и открыто признающей свою тучность, — показать им, что тучность не следует воспринимать негативно. Как сказал один из студентов, «по-моему, это просто слабость — вместо того чтобы постараться похудеть, она примирилась со своей распухшей личностью... мне кажется, в глубине душе ей бы очень хотелось похудеть».

Гутман считает, что эти реакции — знак всемогущества и вездесущности дискурсов неолиберализма, культивирующих представление о свободных субъектах, которые способны контролировать свою судьбу и сами определяют свою жизненную траекторию. Ее студентам было чрезвычайно трудно рассматривать тела других людей и свое собственное тело вне этих дискурсов. Несмотря на то что курс знакомил их с альтернативным способом мышления, они все равно придерживались мнения, что личная ответственность и контроль над телом очень важны, — если не ради здоровья, то, во всяком случае, ради сексуальной привлекательности и возможности «с кем-то встречаться». Многие из них считали, что размер тела — это вопрос личного выбора, «силы воли», позволяющей сопротивляться соблазнам вредной еды, и желания «взять свою жизнь под контроль», «самосовершенствоваться». «Тучность — это выбор, а не дурацкое оправдание отсутствия самоконтроля», — написал другой студент. Подобные взгляды систематически излагаются в новостных репортажах об ожирении, в западных документальных фильмах и телевизионных реалити-шоу о тучных людях, пытающихся похудеть.



Тучность и тело как товар

В дискурсе тела как товара ценности физической привлекательности и самодисциплины считаются сами собой разумеющимися. Внешний вид тела призван продемонстрировать ценность того, что внутри, ценность Я, поэтому так важно совершенствовать свою внешность. Моложавый, подтянутый и привлекательный внешний вид — часть никогда не заканчивающегося проекта себя, в рамках которого тело рассматривается как пластичное и незавершенное, требующее постоянной работы и обновления, ухода, ремонта. И действительно, некоторые эксперты называют распространенный в наше время подход к восприятию и оценке своего тела и тела другого человека «косметическим взглядом». Этот взгляд конструируется с помощью доминирующих дискурсов технологий, практик и ожиданий, складывающихся вокруг идеи «улучшения тела», чтобы оно выглядело как можно более привлекательным. С точки зрения подобных представлений о теле самодисциплина означает, что для достижения и поддержания идеала своего Я (best self) необходимы время, усилия и деньги. Эти усилия необходимо прикладывать постоянно, ведь телу грозит обрушение в хаос старения, дряблости и тучности, если только не придерживаться изо дня в день стратегий ухода за телом.

В том, что я в другой своей работе назвала «триединством еды/здоровья/красоты», главная характеристика еды — худеют от нее или толстеют, помогает она достичь идеала здорового, стройного тела или, наоборот, отвлекает от этой задачи. В результате множество людей постоянно думают о том, насколько калорийна потребляемая ими пища и как она может повлиять на их здоровье или внешний вид. Даже те, кто не считают себя толстыми, не могут избавиться от подобной озабоченности, что в ряде случае провоцирует тревогу, вину, стыд и отвращение к себе из-за невозможности соответствовать стандартам здоровья, красоты и самоконтроля. Люди, которые самоидентифицируются как тучные или с избыточным весом, часто описывают свои усилия как борьбу с непреодолимым чревоугодием. Им прекрасно известно, что их тучные тела — воплощение морального поражения. Тучные люди, пытающиеся похудеть, обычно полны надежд на светлое будущее: стоит только сбросить вес — и они станут более привлекательными, здоровыми и получат принятие и поддержку со стороны других. Но в действительности, даже и сильно похудев, они продолжают ощущать себя неполноценными, так и не достигшими воображаемого идеала телесности. Процесс похудения детально описывается во множестве блогов, посвященных этой теме. Блогеры описывают этот процесс как напряженную борьбу между стремлением похудеть и почти непреодолимым желанием наесться «до отвала», «запоем». Одна женщина под ником Token Fat Girl (Образцово-показательная Толстушка), которая описывает себя как «запойного едока», пишет в своем блоге:

У меня ожирение, и дело не в умеренном или «нормальном» питании. Я со своих восьми лет озабочена своим весом и сижу на диетах так долго, что уже даже не помню, что такое нормальное питание и на что оно похоже.

Dietgirl (Диетчица), еще одна блогерка, также отмечает: «Для меня еда никогда не была просто едой — это был побег от мира, утешение, механизм, помогавший справляться с реальностью».

Такие блогеры часто говорят о том, что несчастны из-за своего внешнего вида; с помощью похудения они надеются добиться того, чтобы не только хорошо выглядеть, но и хорошо себя чувствовать. Skinny Hollie (Худышка Холли) очень хотела бы измениться внешне, но находит процесс похудения чрезмерно долгим: «Как бы мне хотелось поскорее дойти до такого момента, когда мне снова станет нравиться то, что я вижу в зеркале. Честно говоря, моя внешность меня расстраивает». Еще одна блогерка пишет, что когда она поняла, что очень растолстела, то почувствовала, что утратила контроль над своим телом и вынуждена теперь прикрывать свою избыточную плоть: «На пляже с друзьями я стала скрывать свое тело. Я стыдилась своего тела, чувствовала себя уродиной, каким-то животным». Дальше она пишет, что, похудев, снова смогла почувствовать себя счастливой: «Теперь я довольна собой и горжусь тем, что смогла все преодолеть и добиться такого результата. Следите за новостями: работа над собой продолжается!»

Как показывают эти слова, несмотря на то что большинство людей больше не следуют иудеохристианской этике самоограничения во имя духовных целей, идея награды за аскетизм — если не в виде святости, то в виде здоровья и сексуально привлекательной внешности — никуда не делась. Современные представления о тучном теле сочетают старинные идеи нравственности и морального поведения, противостоящего искушениям плоти, с эстетической концепцией телесности. Сохранять стройность — значит не только обуздывать желания, но и соответствовать нормативным идеалам красоты.

Тучные люди, постоянно сидящие на диете, то теряют, то снова набирают вес, и это в итоге подталкивает некоторых из них к тому, чтобы подвергнуться бариатрической операции, лишь бы эта непрекращающаяся битва за контроль над весом наконец закончилась. Те, кто прошел эту процедуру, нередко рассматривают ее как способ привести тело в относительно нормальный вид, чтобы обрести возможность контролировать свой вес: с их точки зрения, это «первый шаг» в сторону самодисциплины. Теперь их больше «не контролирует еда»: контроль перешел к ним, благодаря ограничениям, которые операция накладывает на потребление пищи и аппетит. Любопытно, что сбрасывание веса в результате бариатрического хирургического вмешательства часто и самими похудевшими, и другими людьми считается «жульничеством». Поскольку похудение произошло благодаря операции, утрачивается его нравственное измерение: ведь человек похудел не с помощью самодисциплины и аскетических практик. Пропагандирование бариатрической хирургии представляет тучность как медицинскую проблему, затушевывая социально-экономические факторы.

Автор
"Горький"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе