Сын княжны, поэт и военкор. Почему Кирилл Симонов стал Константином?

28 ноября 1915 года в Петрограде появился на свет Кирилл Симонов - человек, которому под именем Константин Симонов предстояло войти в историю Советского Союза и современной России.
На передовой позиции в 1943 году (Симонов - в центре) 
Commons.wikimedia.org


Журналист, поэт, прозаик и общественный деятель. 


За свою жизнь Симонов успел и повоевать, и воспеть советский народ и коммунистическую партию, но также помочь многим из тех, кто столкнулся с цензурой и ограничениями. «Отец мне дорог тем, что он всю жизнь менялся», - говорил сын писателя Алексей Симонов.

Но главным в наследии Симонова безусловно стали его произведения, написанные в годы Великой Отечественной войны, которые стали стали поэтическим олицетворением тех страшных событий. С их болью и горечью, и в то же время - с любовью и даже счастьем.  



Князь в стране большевиков

Кирилл (Константин - псевдоним) Симонов родился в Петрограде в 1915 году.  Его детство и юность пришлись на тяжелый период в истории России.

Тем более, что семья Симоновых из знати. Мама - Александра Леонидовна Симонова - и вовсе из рода князей Оболенских. Отец - генерал-майор императорской армии, который, по официальным данным, пропал без вести во время Первой мировой войны, по другим же, сумел эмигрировать, и в 1920- х приглашал свою жену и сына Кирилла присоединиться к нему в Польше.

Но Александра Леонидовна отказалась и осталась жить в России, выйдя замуж за преподавателя военного дела Александра Иванишева. Это был счастливый брак. Про своего отчима впоследствии сам Константин писал: «он затаённо любил меня, даже если мы в чём-то расходились во мнениях и вступали в споры».

Но, в любом случае, происхождение Симонова было таково, что он буквально висел на волоске - в любой момент власти могли вспомнить, что он является сыном дворянки и «предателя родины». Такая участь выпала сёстрам его матери, две из которых (Дарья и Софья) были репрессированы и умерли в тюрьме в 1938 году. «...Помню, что у меня было очень сильное и очень острое чувство несправедливости, совершённого с нею…», - так говорил Константин о тёте Софе.  

При этом сам будущий писатель с самого детства искренне поддерживал идею строительства социализма в России. Он даже получил рабочую специальность - токарь по металлу - и проработал на заводе несколько лет, вплоть до 1935 года, когда поступил в Литературный институт им. М. Горького. В этот же год были опубликованы его первые работы в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».  

И, судя по всему, это не было приспособленчество. Много позже, после смерти Сталина, Симонов будет искренне скорбеть:  «Нет слов таких, чтоб ими описать всю нетерпимость горя и печали.  Нет слов таких, чтоб ими рассказать, как мы скорбим по Вам, товарищ Сталин…».   



Военный корреспондент  

С 1939 года Симонов становится военным корреспондентом и его начинают направлять в различные районы боевых действий. Буквально за несколько месяцев до первой командировки на фронт Кирилл сменил имя на Константин, причина была в том, что он плохо выговаривал буквы «л» и «р», и искал вариант имени, в которых не было бы этих коварных звуков. Именно поэтому известность как один из лучших военных журналистов Симонов получает уже с именем Константин.  


Константин Симонов в своем рабочем кабинете. 1960 год.


Первой военной командировкой писателя после окончания университета стал район боевых действий на Халхин-Голе. Он понимает, что ему интересно быть военным журналистом и поэтому в течение года после возвращения учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии. 

В 1940 году он пишет свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра имени Ленинского комсомола, в 1941 году появилась вторая – «Парень из нашего города».  

После начала Великой Отечественной войны Константина отправляют на передовую, и он попадает в полуокруженный Могилёв, где наблюдает ход боя на Буйничском поле. Для него это стало одним из самых важных событий в жизни.

«Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…». В своём завещании он попросил развеять свой прах именно над этим полем, отдавая знак восхищения и уважения всем солдатам, которые бились здесь за свою Родину.  

Далее он побывал на всех фронтах сражений, видел множество смертей и трагедий, однако это не подорвало его дух патриотизма и веры в людей, а только укрепило. Одним из самых важных его произведений стало стихотворение «Жди меня» - настоящий гимн любви и жизни в эпоху всеобщей смерти. «Как я выжил, будем знать, только мы с тобой. Просто ты умела ждать, как никто другой».

Но были и другие знаменитые слова, в стихотворении, которое изначально называлось - «Убей немца...» (позже официально переименованном в «Если дорог тебе твой дом»): «Сколько раз ты его увидишь, столько раз ты его и убей...»

Большая часть военных корреспонденций Симонова публиковалась в «Красной звезде». Константин присутствовал в войсках во время последних боёв за Берлин и лично был на церемонии подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии в 1945 году. 



Тема творчества - война 

Люди, которые проходят через такие страшные события, как война, всегда хотят поделиться тем, что у них накопилось. Константин Симонов не был исключением, и его военные дневники и мемуары стали важнейшим источником наших знаний о периоде войны. 

После Победы он много путешествует в разные страны и продолжает писать, свой первый роман «Товарищи по оружию» публикует в 1952 году. А уже в 1959 году выходят первая часть романа «Живые и мёртвые», который в итоге стал самой известной его трилогией. Симонов активно занимался написанием киносценариев, в его фильмографии такие работы как: «Живые и мертвые», «Двадцать дней без войны».  



Литературный генерал

Симонов получил множество наград, избирался депутатом, получил Сталинскую премию, а также дважды становился секретарем Союза писателей СССР - фактически главным советским литератором. Поэтому Константин Симонов участвовал в борьбе против своих же коллег-писателей, которые по какой-то причине не нравились партии: Анны Ахматовой, Михаила Зощенко и Александра Солженицына. Поучаствовал он и в травле Бориса Пастернака. 

Одновременно Симонов помогал многим и многим из тех, кого не любила советская цензура. Так, только благодаря множеству его личных ходатайств, рекомендаций и обращений к советскому правительству, на полки отечественного читателя вернулись «Мастер и Маргариты» Михаила Булгакова, и в России смогли прочитать работы Эрнеста Хемингуэя, Артура Миллера и Юджина О’Нила. Помог он и кинематографической карьере Алексея Германа.  

Но он помогал не только «людям культуры», многие бывшие фронтовики обращались к нему за помощью. Симонов всегда отвечал на все письма, которые были направлены в его адрес и старался никому не отказывать. 

Умер Константин Симонов от рака лёгких в возрасте 63 лет, в 1979 году. Согласно завещаниею, прах его был развеян над тем самым Буйничским полем под белорусским Могилёвом.

Автор
Александра ЛИСИЦЫНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе