Странная история мистера А. и сударя Б.

Анатолий Брусникин. Беллона. — М.: «Астрель», 2012. — 448 с. (Борис Акунин: проект «Авторы»).


Нельзя не подивиться такому плюрализму в одной писательской голове. Одно полушарие за свободу, второе - против.


   В одной из книг Николая Носова описывалось выступление артиста-трансформатора Блинчика, который играл на разных инструментах и при этом ухитрялся быстро менять внешность: "Сначала он был безусый, потом приклеил себе длинные усы, потом черную бороду, надел на голову парик с рыжими курчавыми волосами. Потом борода у него исчезла, на голове появилась огромная лысина". Как выяснилось, примерно таким же образом (только с помощью фотошопа) издатели несколько лет назад трансформировали лицо Григория Чхартишвили (Бориса Акунина), помогая ему освоить две новые роли: исторического беллетриста Анатолия Брусникина и автора мистических романов Анны Борисовой.

   Январская весть о том, что Григорий Шалвович - это не только Акунин, но и еще целых два писателя, должна была, по идее, взбудоражить читательские массы, пробудив их от спячки. Однако сенсация вышла жиденькой, и у равнодушия масс есть несколько причин.

   Во-первых, публика была заранее готова к подобному сюрпризу. Вот если бы, допустим, выяснилось, что Людмила Улицкая еще и строчит с пулеметной скоростью детективы под псевдонимом Дарья Донцова, вышел бы долгоиграющий скандал. Но умение Григория Чхартишвили раскладывать яйца по разным издательским корзинкам (Эраста Фандорина - в одну, Пелагию и Романова - во вторую, Фандорина-внука - в третью) - давно не секрет. Ну, подумаешь, еще пара тайных кладок, еще пара личин... "Сегодня вы, к примеру сказать, Незнайка, завтра - Всезнайка, послезавтра - еще какая-нибудь Чертяйка", - как изящно выразился герой другой книги Николая Носова.

   Во-вторых, ни Борисова, ни Брусникин широкой популярностью не пользовались. Кабы вдруг оказалось, что у чемпионов продаж Джоан Роулинг или Дэна Брауна - лицо Григория Чхартишвили, это была бы всем новостям новость. Но исторические сочинения Брусникина не могут соперничать не только с "Кодом да Винчи", но и с акунинской фандорианой. Велика ли сенсация: автор, способный собирать большую кассу, может - при иной надписи на переплете - ее и не собрать? Этот случай не первый, многие помнят, как в хвосте у раскрученного Стивена Кинга плелся его провальный alter ego Ричард Бахман...

   О новой книге Брусникина, предусмотрительно выпущенной уже с добавлением фамилии-подпорки Акунин, сказать почти нечего. Вряд ли она станет событием даже в скромном жанре исторической беллетристики: первая часть романа, приключенческо-подростковое сочинение "Фрегат "Беллона", - унылая коммерческая гладкопись на тему Крымской войны, эдакое облегченное пособие для ленивых тинейджеров, кому толстовский бастион "Севастопольских рассказов" кажется неприступным. Тут есть и влюбленный юнга, и индеец, и обезьянка, и античная богиня, и прочая вымученная экзотика. Вторая часть романа, "Черная", и вовсе выглядит худосочным клоном акунинского ретродетектива "Турецкий гамбит" - с британским шпионом вместо оттоманского.

   Более-менее ясно, для чего новый ав-тор понадобился "Астрелю": типограф-ский Молох требует ежедневных приношений, а опытный Григорий Чхартишвили, даже промышляющий в чет-верть силы, удобней иного трудолю-бивого графомана. Но вот зачем Брусникин нужен своему создателю? Не только же для того, чтобы не остаться без средств после естественной кончины (никто не вечен, даже персонажи) Эраста Фандорина? Объясняя читателям ЖЖ смысл игры в Брусникина, Григорий Шалвович писал о своем давнем желании взглянуть на историю России с иной стороны: "Сам я (и Акунин тоже) по образу мыслей - западник и даже космополит. Но мне хотелось попробовать на зуб и противоположное мировидение - "почвенное", славянофильское".

   Любопытно, что выход новой книги Брусникина совпал по времени со всплеском митинговой активности москвичей. И пока западник Акунин в своих пламенных речах отстаивает идеалы свободы, в романе почвенника Брусникина (стартовый тираж - 70 тыс. экземпляров) читателю прозрачно намекают на другое: мол, те "свободы" проплачены подлым Западом и выгодны Западу же. Согласно сюжету, антигерой "Беллоны", космополит по фамилии Бланк, борец с тиранией в "немытой стране рабов, стране господ", ради грядущей демократии в России без колебаний идет на сотрудничество с иностранной разведкой, обрекая на гибель тысячи соотечественников...

   Все это определенно выходит за рамки литературной игры или чисто коммерческого проекта и более всего смахивает на клиническую историю, некогда описанную Робертом Льюисом Стивенсоном. Кстати, в наших условиях данный феномен опасен для жизни. Когда Джекил-Акунин идет на Болотную, а Хайд-Брусникин лезет на Поклонную, Григория Чхартишвили может просто разорвать пополам.

Автор: Роман Арбитман

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе