Стечение питерских обстоятельств

Объявлен шорт-лист одной из самых престижных российских литературных премий – «Национальный бестселлер»: жюри премии проигнорировало мнение пользователей «Живого журнала»

В первый раз за всю историю российской премии «Национальный бестселлер» организаторы попробовали прислушаться не только к мнению экспертов, но и к мнению читателей. Для этого в ЖЖ («Живой журнал») было проведено так называемое народное голосование. По его результатам целых 11 авторов были включены в длинный список премии. Но ни один из них не прошел в короткий. 


Финал получился не очень яркий, зато актуальный, в полном соответствии с рыночной конъюнктурой. Лидирует в нем Герман Садулаев с романом «Таблетка». 

«Если предположить, что страна месяцами не отрывается от компьютерных игр, то книга Геласимова, конечно, национальный бестселлер»

Той самой «Таблеткой», которая в прошлом году входила в букеровский шорт-лист. Книга раскрученная и действительно популярная. Хотя ее даже с натяжкой невозможно назвать национальным бестселлером. 

Садулаев — человек, безусловно, талантливый. Его повесть «Я — чеченец» великолепно написана, что редкость по сегодняшним временам. Честная и мощная книга. После нее можно было ожидать такого же мощного продолжения. Но увы. «Таблетка» больше напоминает Пелевина, чем Садулаева. 

Свое новое кредо писатель сформулировал точно и емко. Буквально одной фразой: «Я был со своим народом в офисах…» Это чистая правда. Никакой литературной игры. Садулаев действительно работал менеджером по импорту в торговой компании. Об этом и написал в меру своих сил и способностей. 

Для литературной премии Садулаев – фигура более чем удачная. Молодой, продвинутый, одаренный. Присутствовал на исторической встрече писателей с Путиным в Ново-Огареве. Раскручивать с нуля его не придется. К тому же он питерский. И премия «Национальный бестселлер», по случайному стечению обстоятельств, питерская. И все вокруг тоже питерское. Правда, церемония вручения «Нацбеста», как уверяют устроители, пройдет в Москве. Но с Питером будет установлен телемост. Хотя это уже несущественные детали. 

Вы будете смеяться, но два других финалиста «Нацбеста» тоже из Питера. Сергей Носов с книгой краеведческой эссеистики «Тайная жизнь петербургских памятников». И Илья Бояшов с романом «Танкист». Оба оказались в шорт-листе не случайно. 

Носов выдвигается на «Национальный бестселлер» регулярно. Наверно, в качестве казуса. Потому что наградить его не решились еще ни разу. Но в этом году, может быть, повезет. Дело в том, что его текст — это как бы такой ответ Питера на книгу «Две Москвы» краеведа Рустама Рахматуллина, удостоенного премии «Большая книга». Логика железная. Если одному краеведу уже дали, почему не дать и другому. 

Бояшов получал уже однажды «Нацбест» за роман «Путь Мури». Но почему бы не дать еще раз. Тем более что регламент премии допускает такой вариант. И опять-таки с раскруткой проблем не будет. 

Пишет Бояшов остроумно и увлекательно. Сюжет строит виртуозно. Правда, великим стилистом его вряд ли можно назвать. На просторах прозы Бояшова есть где разгуляться редактору. Но и это тоже несущественные детали. 

Осталось трое. Андрей Геласимов с романом «Степные боги». Сергей Самсонов «Аномалия Камлаева». И Александр Снегирев «Нефтяная Венера». 

Геласимов — крепкий профессионал, кумир студентов, посещающих клубы «ОГИ» и «Билингва». Фантазия у него искрометная, неиссякаемая. Сюжетами своими геласимовские романы больше всего напоминают замысловатую компьютерную игру. Если вы геймер, эта проза — для вас подарок. Правда, персонажи ее такие же бездушные и виртуальные, как в компьютере, но, наверное, так и было задумано. Если предположить на секунду, что страна месяцами не отрывается от монитора, углубившись в мир «бродилок» и «стрелялок», то книга Геласимова, конечно, национальный бестселлер. 

А Сергей Самсонов написал нового «Доктора Живаго», ни больше, ни меньше. Толстенный эстетский роман о душевных метаниях авангардного композитора. Замах сильный, но только на нового Пастернака Самсонов никак не тянет. Ни по высосанной из пальца проблематике. Ни по уровню письма. Ни по качеству рыхлого, разваливающегося на глазах сюжета. Но это неважно. Для хороших продаж достаточно и замаха. Тем более что за Самсоновым стоит мощный рекламный бюджет издательства «ЭКСМО». На него, собственно, вся надежда. 

Романа Снегирева «Нефтяная Венера» я, к стыду своему, не читал. Поэтому надеюсь, что именно он и получит премию. А название мне нравится. От него за версту несет большими нефтяными деньгами. 

Теперь о том, что не попало в короткий список. Не попали как минимум три очень сильных книги. «Психолог» Бориса Минаева. «Яростный Дед Мороз» Родиона Белецкого. И «Чеченские рассказы» Александра Карасева, за которого голосовали пользователи «Живого журнала». Любая из них по своим литературным достоинствам на голову выше, чем книги из финальной шестерки. Но пиар-поддержка отсутствует, поэтому шансов нет. 

Я далек от того, чтобы обвинять в конъюнктурности учредителя премии «Национальный бестселлер» Виктора Топорова. Мне он кажется действительно независимым человеком. Указки сверху наверняка никто не давал. Но, видимо, конъюнктурные резоны так крепко поселились в сознании членов жюри, что и указки давать не надо. Бывает. Ничего страшного. Просто имейте это в виду, когда увидите в магазине книгу с рекламной наклейкой «Лауреат премии».

Ян Шенкман

Взгляд
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе