Теперь коротко — о сюжете. Основное действие «Заставы» происходит в соседнем мире. У главного героя, москвича, музыканта-литавриста по образованию, имеется суперсила (как обычно у Лукьяненко — умеренная, смягчённая рядом смешных нюансов) — ходить из нашего мира в тот и наоборот. В соседнем мире он — пограничник, живущий на маленькой заставе и отлавливающий шастающих туда-сюда контрабандистов. А также препятствующий проникновению в наш мир супероружия.
Погони, бои и мироспасительные мероприятия, которыми сопровождается сюжет, мы сейчас трогать не будем.
Наиболее интересным представляется сам мир, в который ходит на работу герой книги. Интересен он тем, что от нашего не отличается ничем, кроме карты местности и уровня потребления. В нём нет никакой экзотики: ни мечей, ни магии, ни мутантов, ни дворцов, ни драконов, ни летучих кораблей. Единственное отличие — этот мир некоторое время назад резко обеднел. Не одичал до пост-апокалипсиса и не остановился на паровых технологиях, а именно обеднел: технологии есть, наука есть, но себестоимость производства всего огромная, а доступность этого всего мала. Ужасно дорого даже электричество. Пластиковый ширпотреб вообще невозможен физически. О массовом автомобиле- и смартфоностроении — речи нет. Сфера услуг и менеджмента — крошечная. Дети (вкалывающие с детства же) мечтают пойти в токари, горные инженеры и железнодорожники, потому что там, в «реальном секторе», живут власть и деньги. Прежняя глобальная система развалилась и децентрализовалась на связанные, но отдельные мирки-экономики. В общем, перед нами «мир сбывшегося экономиста Хазина».
И герой в перерывах между мироспасением пытается примерить этот мир на себя. И понять, хочется ему того же для Земли или не очень.
Оставив за скобками выводы, к которым герой приходит, — стоит отметить как знаковый сам факт:
— для того, чтобы окунуть своего городского читателя в атмосферу пакгаузов, железнодорожных мастерских, дрезин, токарей и ракетных двигателей на ацетилене — ну то есть производственного натурализма — современная литература вынуждена заманивать его туда межмировым порталом.
Занятен и момент переоценки ценностей: герои «Заставы», работая в параллельном мире, занимаются тем, что препятствуют проникновению в наш мир супербомбы, грозящей уничтожить всякую виртуальность (от видеоигр до «виртуального» сектора экономики). То есть — эти хорошие ребята работают агентами Смитами при системе, воспринимаемой из «реальности паровозов» как чистая Матрица. При этом глобально — исход битвы пока непонятен. Книга — первая в большом цикле. Писателем обещано ещё несколько, причём ближайшие — довольно скоро.
…С учётом того, что в эти минуты за нашими окнами идёт борьба с неясным исходом за сохранение «виртуального уклада», которому грозит очень жёсткая посадка на шершавую реальность, — в актуальности сюжету не откажешь.
Виктор Мараховский,
Шеф-редактор веб-проекта «Однако». Журналист. Родился в Риге в 1978 году.
Однако