Сказочник Чудного леса

Ярославский детский писатель Юрий Маслов стал лауреатом Всероссийской литературной премии Петра Ершова

О трудной работе детского писателя Юрий Маслов сказал так: «Когда ты много работаешь над чем­то, то у тебя это получается с легкостью, с радостью. Если работа доставляет удовольствие, то даже трудности приятны».

Пишите лучше о школе, о труде...

Юрий Васильевич Маслов закончил Московский государственный институт культуры, отделение кинорежиссуры. «Стажировался на «Союзмультфильме» у режиссера Караваева, соавтора и постановщика «Возвращения блудного попугая», – вспоминает Юрий Маслов. – А литературой занимался со студенческих времен. Первую свою сказку написал в 1984 году для своей четырехлетней дочери.

– Я был в командировке и в письмах написал для дочки сказку под названием «Шестеро в консервной банке», – рассказывает писатель. – Дочери сказка понравилась. Я, по первому образованию биолог, решил рассказать о насекомых. Шестеро друзей, живущих в лесу, собирались в банке из­под сгущенки, брошенной туристами. Сказка получилась научно­популярная.

Сказку собиралось опубликовать Верхне­Волжское издательство, но для этого требовались две положительные рецензии от Союза писателей.

– Рецензии я получил плохие, – говорит Маслов. – Мне сказали, сказка – отмирающий жанр, пишите лучше о школе, о труде...

Но первый печальный опыт не остановил сказочника­биолога. Замысел следующей сказки появился в 90­х годах.

– Я обратил внимание, что в мировой детской литературе большое внимание уделяется персонажам местного фольклора, – говорит Юрий Васильевич. – А в русской литературе фольклор оказался незаслуженно забыт. Главный герой моей повести – луговик Лунек, сын хранителей овсяного поля. Он решает серьезную проблему – ищет себе друга. Встреча на праздновании Купальской ночи меняет его жизнь. Познакомившись с детьми помощника лешего и хозяина лесного озера, Лунек открывает для себя новые истины и целый мир – Чудный Лес. Вместе с новыми друзьями Лунек переживает множество приключений – смешных и нелепых, захватывающих и страшных. Герои дружат и ссорятся, учатся понимать и прощать друг друга. В конце повести трое друзей, сами находясь на волосок от гибели, проявляя храбрость и верность дружбе, спасают своего недавнего врага лисенка от браконьеров.

Ведогони драчливыот скуки

В сборник «Сказки Чудного Леса», отмеченный на конкурсе, вошли сказочная повесть «Луговик и Чудный Лес» и несколько историй, рассказанных от лица персонажей повести.

История о том, как Маслов попал на конкурс, полна удивительных случайностей. Еще прошлой весной в Интернете Юрий Васильевич нашел информацию о конкурсе сказок, но куда отправлять рукопись, не было указано. В этом году в Санкт­Петербурге писатель купил «Литературную газету», но почитать ее в северной столице не успел. А когда вернулся домой и открыл газету, схватился за голову.

– Там была информация о конкурсе имени Петра Ершова, – говорит Юрий Маслов. – И указаны сроки – рукописи принимались до 1 февраля. А на календаре – уже конец января. По почте сборник не успел бы дойти. Тогда я сел в поезд и отвез рукопись лично. На победу, честно говоря, не рассчитывал: знаю, что такое работа, поданная в последние дни конкурса. Но когда узнал о том, что стал лауреатом, очень обрадовался!

Юрий Васильевич писал «Сказки Чудного Леса» много лет. В первую очередь для любимых и благодарных слушателей – двоих сыновей и дочери.

– Писал по вечерам, по ночам, – вспоминает писатель. – Было много работы, очень уставал, но все равно садился и писал... Изучил множество специальной литературы по славянскому фольклору. Выяснил, что были такие духи – ведогони. Они охраняли животных. В книге Ремизова есть такая забавная характеристика духов – «драчливы от скуки». Я включил их в сказку.

Еще писатель заметил, что в русском языке нет приличного названия для домовых, полевиков и прочих. Их редко называют иначе, чем «нечисть».

– Есть еще такое название «анчутки» или «шуты», – рассказывает Маслов. – Но мне они показались не очень удобными: все­таки мои читатели младшие школьники, и слово «шут» у них совсем с другим ассоциируется. Я назвал своих персонажей «чутки».

Нового Бианки и Андерсена дети не дождутся?

У Юрия Маслова пока не издано ни одной книги, хотя его литературный талант признан на общероссийском уровне. Детская литература сегодня переживает жесточайший кризис. Крупные литераторы предпочитают творить для взрослых. Летаргический сон, плавно переходящий в смерть, – именно так оценивают состояние рынка детской литературы критики и писатели старой школы. На полках книжных магазинов стоят в сотый раз переизданные сочинения Маршака и Михалкова, Чуковского и Барто, Успенского и Остера. А где же новые имена писателей, новые литературные герои?

– Детская литература действительно переживает очень тяжелые времена, – говорит Юрий Маслов. – Фактически утрачен жанр рассказов о природе и животных. Почти исчезла авторская сказка, психологическая и лирическая подростковая повесть. Сегодня литература для подростков наводнена западными супергероями.

Люди покупают то, о чем говорят. Издательства выпускают то, что покупают. Издатели не желают связываться с новичками. Это замкнутый круг.

Для многих писателей премии – это единственный шанс опубликовать свои произведения. Будем надеяться, что хоть так, с помощью конкурсов и премий, на полках книжных магазинов появятся действительно интересные и познавательные сказки и рассказы современных авторов.

Анастасия Ильичева

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе