«МНЕ НЕ НРАВИТСЯ САМА ИДЕЯ «ТОТАЛЬНОГО ДИКТАНТА»
- Сергей, когда мужчине исполняется 45, принято считать, что у него в разгаре кризис среднего возраста. Вам это состояние знакомо?
- Кризис среднего возраста - нормальное состояние человека, который внезапно понимает, что он уже построил свой дом, вырастил или хотя бы зачал детей и посадил дерево. Разумеется, полно примеров, когда люди резко меняли свою жизнь и в более позднем возрасте, но в массе своей, с точки зрения природы, мужчина уже свою функцию выполнил. От этого и кризис, и резкие метания из стороны в сторону с целью доказать - в первую очередь себе - что я еще о-го-го!
- Описываете правдоподобно.
- Да, но у писателей, к сожалению, на такую роскошь как кризис среднего возраста времени нет. Нам хватает и творческих кризисов, которые следуют гораздо чаще, когда кажется, что все не то, не так, книги написаны неправильные, пишутся еще хуже. Так что каждому человеку - свой кризис и свои способы его преодолеть.
- Самая обсуждаемая тема последних дней в литературном мире — скандал с текстом «тотального диктанта», который не понравился ульяновскому губернатору. Вы как к замене текста отнеслись?
- В самом слове «тотальный диктант» мне что-то не нравится. Во-первых, я ненавижу диктанты еще со школьных времен. В диктанте есть что-то от диктата. Во-вторых, я не люблю все тотальное, оно уж очень близко к тоталитарному. Дина Рубина - интересный писатель, то, что она живет в Израиле не делает ее чужой для русской литературы, но сам текст диктанта мне, уж простите, показался не слишком-то достойным такого громкого мероприятия. Скандал по поводу губернатора меня вообще поражает. У нас что, «тотальный диктант» является государственным мероприятием? Тех, кто его не пишет, надо сурово наказывать? И люди, которые его продвигают, считают себя либералами, или всерьез уверены, что тридцать тысяч человек, написавших диктант - это изменение морали, а не проверка грамотности?
Сергей Лукьяненко хотел закончить сагу с «Дозорами», но передумал, поэтому Антон Городецкий появится и в новых книгах.
Фото: РИА "Новости"
- Ну вот как раз вплетение сюда вопросов морали и изумляет больше всего, разве нет?Вас вообще внезапно вспыхнувшая борьба за нравственность любой ценой не раздражает?
- Если писатель хочет бороться за нравственность и мораль - он должен делать это в своих текстах. Читатель, прочитавший роман, должен захотеть стать лучше. Добрее. Честнее. Культурнее. Задуматься о себе, о жизни, о власти, о народе. Да хоть бы перестать мусорить на улицах! А то, знаете ли, мне знакомы очень грамотные люди, которые в жизни были полнейшими свиньями без следов морали и совести. Надо бороться за то, чтобы на людей не текла грязь с телеэкранов, чтобы нашу ужасающую школьную реформу забыли как страшный сон, чтобы образцами для молодежи были ученые, летчики, инженеры, военные, учителя, люди реально трудящиеся для страны и народа, а не «светские львицы», модные певцы или разбогатевшие в девяностые годы олигархи. А «тотальный диктант»... Ну это смешно. Пар, уходящий в свисток.
«МНЕ НЕЗВЕСТНЫ ПРИМЕРЫ ИСПОЬЗОВАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ НЕГРОВ»
- Еще одна периодически всплывающая тема в писательском мире - «литературные негры». Некоторые дамы-детективщицы не успевают опровергать, что пользуются их услугами. Вы им верите?
- Тут несколько аспектов. Есть, во-первых, так называемые «проектные авторы» - когда под придуманным издательством псевдонимом пишут, на более или менее рабских условиях различные авторы. Это чисто коммерческие продукты, но все участники их производства знают, на что идут. Все более-менее честно. Во-вторых, существуют подозрения, что за определенных авторов пишут «литературные негры». Все может быть, но я к примеру знаю, что одна из наиболее часто подозреваемых в этом дам-детективщиц пишет от руки, и даже в издательство сдает рукописи. Сомневаюсь, что она пользуется наемным трудом, а потом старательно переписывает романы, просто есть люди, которые пишут быстро и много. В-третьих, существуют книжные серии, где на обложках обозначены два автора, один - более известный, другой - менее. Как правило, в таких случаях менее известный автор пишет большую часть текста, более известный - осуществляет некое общее руководство и своим именем как бы ставит знак качества, привлекает читателей. Это просто форма соавторства, но опять же - я знаю несколько соавторов, работающих вместе очень давно, весьма популярных, но при внутренняя «кухня» очень разнится - один человек может придумывать историю, героев, а другой все это записывать, грубо говоря - есть стратег, а есть и тактик. Аморальным, но вряд ли противозаконным - уверен, что там все оформлено юридически точно - может считаться разве что второй случай, когда один человек сдает тексты, а на него работает команда безвестных писателей. Но мне лично такие случаи незнакомы. Меня самого, кстати, обвиняли и в том, что я пользуюсь «литературными неграми», и в том, что я - «проектный автор». Это нормально. Людям нравится ниспровергать и обличать, это в человеческой природе.
«ВСТАЮ РАНО, ЛЮБЛЮ ВЫПИТЬ»
- Вы довольно открытый для читателя писатель — у вас есть хороший личный сайт, есть блог. При этом вы практически никогда не рассказываете о другой стороне своей жизни. Каков Сергей Лукьяненко в быту? Любит ли выпить? Ленивый ли он? Жаворонок или сова, в конце концов?
- На самом деле я считаю, что информация о том, что любит выпить писатель, лысый он или бородатый, умеет ли петь и танцевать, никакого отношения к писателям, читателям, книгам и искусству вообще не имеет. Вам что-то дает знание того, что Бальзак любил кофе, а Хемингуэй - дайкири? Это изменит их книги? Ну давайте, попробую ответить по списку. Мне очень нравится принцип "ни дня без строчки", но сам я, увы, его не исповедую. Если текст не идет - то я в этот день не пишу. Романы я пишу по-разному, бывает, что пишу книгу от начала и до конца за два-три месяца, а бывает - что на роман уходит больше года. Самое забавное, что это никак не сказывается в итоге на популярности и никогда не угадывается читателями, порой о самых "быстрых" романах слышишь одобрительные отзывы: мол, сразу видно, над этой книгой автор работал долго и тщательно. Я ленивый человек, лень вообще двигатель прогресса. Но, к сожалению, лениться скучно, поэтому предпочитаю работать. Ночью я предпочитаю спать, так что скорее жаворонок - по московским меркам просыпаюсь достаточно рано, часов в семь утра. Это, кстати, очень мешает существовать в одном ритме с киношниками, у них как правило совсем другой график. К алкоголю я отношусь дружелюбно, как и большинство писателей. Хотя я знаю трех-четырех, которые вообще не пьют - увы, это связано с другими способами расслабления, порой более вредными. Работа писателя легка физически, но для нервной системы она на грани перегрузки, надо "заземляться", сбрасывать избыток эмоций, отработанные чувства. И тут ничего лучшего, чем бокал белого вина человечество не придумало. Только не надо путать бокал белого вина и стакан водки, последствия не заставят себя долго ждать.
- Вы — многодетный отец. Накладывает ли это какой-то отпечаток на вашу основную деятельность? Существует ведь стереотип, что дети отнимают много времени, которым можно было бы распорядиться совершенно иначе.
- Многодетный отец я недавно, дочке нет и пяти месяцев, но большую семью я хотел всегда. Разумеется, дети требуют - слово "отнимают" тут неуместно - время и сил, но сама постановка вопроса меня удивляет - я живу для себя и своей семьи, а не для того, чтобы выдать большое количество романов в единицу времени. Есть люди, которые отказываются и от брака, и от детей ради работы - я могу понять такую точку зрения , но это совершенно не мое.
Александр НЕЧАЕВ
КП-Ярославль