Роман с жизнью

Многое ли мы знаем о тех, кто рядом с нами? Один коллега удивил книгой басен на манер Эзопа, другой – карандашными рисунками, достойными выставочной экспозиции, третья – художественными пейзажами, снятыми на смартфон, но завораживающими авторским видением запечатленного в стиле картин импрессионистов… Все трое в действительности реализуют себя абсолютно в других сферах деятельности.

А режиссер координационно-методического центра управления культуры администрации Ярославского района Наталия Ширшова написала роман. Это не удивительно – Наталия Николаевна – сценарист, выпускница Ярославского училища культуры, затем филиала Московского государственного института культуры в Рязани.

И все же не каждый профессионал, даже в насквозь творческой отрасли, не лишенной, однако, бумажной рутины, сконструирует и воплотит в слове идею крупноформатного художественного произведения. Да еще о судьбах современников в эпоху перемен.

– Вообще, я люблю сказки, но у меня нет столько фантазии, чтобы придумать сказочный сюжет, – скромничает Наталия Николаевна, в совершенстве освоившая в вузе тонкости сценарного мастерства и режиссуры театрализованных представлений, в ответ на вопросы, как возникла идея книги и есть ли в столе автора другие произведения?
– Кроме стихов (их давно не пишу), есть несколько маленьких рассказов, не ставших пока достоянием читателей, все лежат дома в ящике: о жизни, о подругах, о любви, о себе.

Роман Наталии с рабочим названием «Подруга Жизнь» – о том же. Его фабула навеяна поисками ответов на вечные вопросы: «Кто знает, какая нам уготована судьба? Сколько лет и, главное, как мы проживем на этом свете? Какими они будут, эти годы – наполненными испытаниями, приключениями, слезами, горем, счастьем – чем? В какой Книге Бытия прописано наше будущее?».

«Никто этого не знает, – признает автор, но тут же сообщает читателям свою принципиальную позицию:
– И не надо говорить мне, уважаемые пессимисты, что счастья нет на свете. Пусть несколько часов, пусть минут, но и у вас оно было в жизни: первая пятерка, соловьиная трель на закате, улыбка ребенка… Было ведь, признавайтесь! Было? Ну вот, а вы говорите».

Кредо Наталии укладывается в простую и мудрую формулу: «Зачем тратить остаток жизни на глупые ссоры, на мелочные выяснения отношений, ругань и скандалы? Надо жить дружно».

Если бы это было так просто, хочется воскликнуть после знакомства с обстоятельствами судеб трех сделавших себя самостоятельно главных героинь: водителя троллейбуса Надежды и двух бизнесвумен Светланы и Марии, с ней ассоциирует себя автор! Перипетии, которые они преодолевают, порой не располагают к радужному настроению, но закаляют женские характеры и стимулируют волю подруг к жизни, которая преподносит приятные и не очень сюрпризы.

У зафиксированных автором житейских историй нет «хэппи-энда». Не потому, что они грустные. Просто «подруга Жизнь живется дальше», поясняет Наталия в предисловии к роману. Как бы ни разворачивались события, все три – «самые счастливые женщины на свете, и это чистая правда». Еще и потому, что в книге, как художественном произведении, есть доля вымысла, выраженная в бережном конструировании автором судеб литературных персонажей в соответствии с мечтами их прототипов о добром и прекрасном.

Если бы можно было в действительности, предавшись воспоминаниям после трогательной встречи двумя подругами на вокзале одной из героинь, прибывшей из-за границы Светланы, через ретроспективу их биографий изменить линии жизни всех троих? Кто-то из них хотел выйти замуж за иностранца, кто-то мечтал сменить надоевшую сферу деятельности. Что из этого вышло, судить читателям романа.

Писателю, словно демиургу, под силу выполнить сокровенные желания персонажей. Вспомним слова песни из телефильма «Гардемарины, вперед!», заметим, что между строк романа свозит вечный вопрос: «По воле рока так случилось, иль это нрав у нас таков? Зачем троим, скажи на милость, такое множество врагов?». Или, скорее, проблем? Врагов у Надежды, Светланы и Марии, кажется, нет. Кроме них самих, не всегда делающих верный выбор, в том числе – любимых мужчин, но неизменно извлекающих полезные выводы из преходящей наивности, собственных ошибок и заблуждений.

Ответ вроде бы на поверхности: чтобы стать сильнее, честно преодолев череду трудностей. А способы борьбы за идеалы каждая из персонажей выбирает сама, соотнеся их с жизненным опытом, отношением к себе и окружающим, с воспитанием, приправив разочарованиями и нравственными приобретениями в результате взаимодействия с людьми и обстоятельствами.

– Мои подруги узнали себя в тексте, несмотря на их собирательные образы, – говорит Наталия Ширшова. – Пока у них не все получилось так удачно, как я написала, но жизнь продолжается.

Почти все мужские персонажи в романе тоже списаны с реальных людей. Порядочный и надежный Серега-охранник, ловелас Леонид, водитель Паша, импульсивный Андрей Уточкин, финский муж Лемминкэйнен, деревенский парень Гоня и другие оттеняют своими разнообразными, ярко выписанными характерами формирующиеся черты постепенно перестающих оставаться наивными спутниц. С ними очень разных мужчин в различных ситуациях столкнули непростые жизненные обстоятельства, иногда высекая из отношений после необычных порой знакомств необъяснимые формальной логикой искры взаимной или безответной любви.

– Решилась написать свою книгу после того, как отредактировала прозу одного писателя-земляка. Кроме того, давала творческие советы, связанные с языком и стилем, своему другу, поэту, – говорит Наталия Ширшова.
– Возникло ощущение, что и я могу попробовать выразить свое отношение к жизни подобным способом. Так и писала, в перерывах между подготовкой сценариев районных праздников, отчетов и справок об их проведении.

Умение безукоризненно владеть родным языком досталось Наталии от мамы – учительницы русского языка и литературы.

– Это мой единственный талант, – шутит собеседница, – только посмотрю на текст, сразу вижу графические ошибки.

Не последнюю роль сыграло чтение отечественной и зарубежной литературы: от бессмертного романа «Война и мир» Льва Толстого до любимого славянского фэнтези Марии Семеновой «Волкодав»; от «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо и сочинений Жюля Верна до «Поющих в терновнике» Колин Маккалоу, «Ста лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса и «Парфюмера» Патрика Зюскинда.

А еще Наталия очень любит свою работу, обожает делать что-то красивое руками, чтобы потом подарить друзьям. Вместе с мужем ездит на рыбалку. Кстати, в романе есть замечательное, со знанием дела, описание этого популярного вида отдыха на природе – герои повествования участвуют в колоритной ночной рыбалке.

Не будем пересказывать написанные живым языком сюжеты связанных крепкой логикой художественного повествования глав первого романа Наталии Ширшовой. Надеемся, что круг его читателей недолго будет ограничен друзьями и близкими автору людьми, а дебютная книга ярославского сценариста и режиссера заинтересует издателей и местные писательские сообщества.

Поистине, уже поздно возвращаться назад, чтобы все правильно начать, но еще не поздно устремиться вперед, чтобы правильно закончить. Так, пожалуй, можно выразить главную мысль набирающихся мудрости главных героинь и начинающего литературный путь автора этого легко читающегося, но побуждающего крепко задуматься над тем, кто, что и почему окружает нас в привычной повседневности, романа с жизнью.

 Ширшова1.jpg

Автор
Алексей Малахов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе