Почитаем...

Представляем книжные новинки

В этом обзоре представлены работы Андрея Петухова, Владимира Колганова, Петера Загера, Ирины Картвелишвили.

Последний командир

Андрей Петухов

Генерал Кутепов. Неизвестные страницы биографии. Детство, юность, боевое крещение

«Написано пером»

Вышла первая часть биографической трилогии о судьбе русского генерала, активного участника Белого движения, которого по сей день одни считают воплощением благородства, а другие — крайней жестокости. Книга Андрея Петухова являет собой тот редкий случай, когда название в точности соответствует содержанию. Имеется достаточно много публикаций о жизни Кутепова-генерала, но о детстве, юности, военной молодости сведения весьма скудны. Биограф Кутепова — поэт, прозаик, океанолог по образованию — справился с задачей не хуже профессионального историка-архивиста. Автор глубоко и скрупулезно исследовал множество документов, извлекая и анализируя интереснейшую информацию об этой неординарной личности. Приведенные сведения не оставляют двойного толкования: Александр Кутепов был рожден для воинской службы. Он поздно поступил в гимназию, дважды оставался на второй год, не проявляя и малейшего интереса ко всему не связанному с военным делом. Зато с детства пропадал в казармах Архангельского резервного полка, куда по окончании учебы поступил вольноопределяющимся, окончил юнкерское училище. Он столь блестяще зарекомендовал себя во время Русско-японской войны, что в обход всех установленных правил был принят в лейб-гвардии Преображенский полк. Конечно, он не мог знать, что станет последним в истории командиром преображенцев.

Загадочная К.

Владимир Колганов

Булгаков и Маргарита

«Центрполиграф»

Автор историко-литературоведческого исследования «Дом Маргариты» в новой книге продолжает прежнюю тему: кто была таинственная К., возможно, ставшая прообразом главной героини знаменитого булгаковского романа? Рассмотрев разные версии, Владимир Колганов склоняется к следующей: речь идет о княгине Кире Алексеевне Козловской. «Создается впечатление, что, стоило нам допустить, будто К. — это и есть Кира Алексеевна, как многие ранее казавшиеся противоречивыми факты и фрагменты из «закатного» романа стали постепенно находить логическое объяснение». Действительно, «стоит допустить» — и логическое объяснения находят фрагменты из других произведений Булгакова, его переписки и биографии. Изучение обстоятельств жизни княгини Козловской оказалось, по словам самого автора, «настолько увлекательным, что очень трудно подвести итог, поставить точку». На новом витке «этого необычайно интересного исследования» Владимир Колганов изучает, как сложилась жизнь потомков таинственной возлюбленной Мастера. Следуя по миру за ее детьми и внуками, читатель вместе с автором переносится в Париж, Берлин, на побережье Средиземного моря и даже на другую сторону Атлантики.

Война миров

Петер Загер

Оксфорд & Кембридж. Непреходящая история

Издательство Ольги Морозовой

Изданную в знаменитой серии «Мировой литературный и страноведческий бестселлер» книгу издатели именуют коротко: «Оксбридж» — с легкой руки Уильяма Теккерея, пустившего в обиход сложносокращенное название прославленного тандема соперничающих английских университетов. «На духовной карте страны это место расположено где-то в облаках над Центральной Англией, — утверждает автор. — Остров над островом, элитарный, но и достаточно популярный, чтобы раз в год миллионы зрителей с упоением следили, как два в остальном им безразличных университета, соревнуясь в академической гребле, ведут самую жестокую в мире дуэль восьмерок». На самом деле их соперничество «гораздо старше гребных гонок», а различий больше, чем сходства, которое заключается прежде всего в том, что Оксбридж по сей день остается питомником политической и интеллектуальной элиты не только Британии, но и многих других стран мира. Кроме познавательных и остроумных эссе, всесторонне освещающих историю и современность легендарных университетов, книга содержит богатейший справочный аппарат: «Малый оксбриджский словарь», «Кто есть кто в Оксбридже», «Музеи и другие достопримечательности» и другую информацию.

Между троном и личностью

Под ред. Ирины Картвелишвили

Царствующие Романовы

«Царский дом»

Иллюстрированное энциклопедическое издание приурочено к грядущему 400-летию дома Романовых. Каждому из правителей, начиная с первого Романова — Михаила, посвящена отдельная глава, в которой приводится как его биографические данные, так и описание исторической обстановки эпохи. В тексте содержатся и, казалось бы, совсем необязательные сведения, которые тем не менее помогают лучше представить характер и пристрастия государей, и в том числе объясняют специфику принятых ими законов. Так, второй из царственных Романовых, Алексей Михайлович, был одним из умнейших и образованнейших людей своего времени. После него остались стихи и проза, мемуары, он сам писал и редактировал указы. Именно он, отец Петра I, начал многие преобразования, позже продолженные сыном: заложил основу будущей системы рекрутских наборов, во время его правления был принят Новоторговый устав, издана Кормчая книга… А при Николае I был введен запрет продавать крестьян поодиночке и без земли, крестьяне получили право владеть собственностью, а также самостоятельно выкупаться в случае продажи имения.

Автор: ОЛЬГА КОСТЮКОВА

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе