Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, всяческая гамарджоба, или как вам угодно!
Случайно наткнувшись на одном из весьма уважаемых мною каналов Дзена на статью, посвященную «женщинам Некрасова», я вдруг вспомнил о собственных впечатлениях после прочтения биографии поэта авторства Михаила Макеева в замечательной серии «ЖЗЛ». К слову сказать, книги этой серии – единственное «духовное печатное», на что готов тратиться, не прицениваясь. Да, так вот, а впечатления по прочтении были таковы: удивление – каким образом и отчего никому в голову ещё не пришла мысль снять сериал-байопик о жизни Некрасова? Ведь, ежели разобраться, чего тут только нет?! Столь спорного героя не выдумать даже бригаде сценаристов-лауреатов «Оскара»!
Нехрестоматийный портрет, сразу и не угадаешь...
Непростые детские годы в семье с 14-ю (!!) детьми и отцом-самодуром (хотя и тут не всё однообразно-черно. Алексей Некрасов воевал с французами, был не чужд декабристских идей, превратившись после в жестокого развратного барина и даже добившись для поправления финансового состояния места исправника), голодная студенческая молодость, первые сочинительские опыты, полное отсутствие средств... Так и просится на экран, да? Такая страшноватая сказка о «Золушке» мужеского полу. А дальше? Step by step, потихонечку, только трудом, настойчивостью, удачей и... Начинающий поэт знакомится с Жуковским, Белинским, сотрудничает с «Отечественными записками», пробует себя в издательской деятельности... Тут просыпается его талант «барышника» от литературы – купить у автора сочинение за рубль, а продать за два... А иной раз – и вовсе выпросить чужой рассказ «за бесплатно» (в подобном Некрасова упрекало множество литераторов), а после - разумеется, "реализовать" в собственном альманахе. Успешная финансовая и организаторская деятельность в «Современнике», а затем в тех же «Отечественных записках». Пристрастие к карточной «коммерческой» игре в высшем обществе и сказочное везение в ней. Тяга к роскоши – имения, охота, «обжорное общество». Ода глубоко презираемому в его демократическом круге генералу Муравьеву, подавившему польское восстание и призванного «закручивать гайки» и в столице, - поступок, который стоил Некрасову серьезнейшей обструкции со стороны практически всех былых единомышленников. Жизнь «втроём» (позднее этот фокус повторит Маяковский с семьёй Бриков) с Панаевыми. Страшная и мучительнейшая болезнь, разделившая жизнь на «до» и «после». Добролюбов, Тургенев, Гончаров, Григорович, Островский, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой!..
Признаемся - тянет на полноценный высокобюджетный сериал! С такими-то заворотами и персонажами...
Страдания смертельно больного поэта были невыносимы. В редкие минуты облегченья он напишет: "...Не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей…"
В СССР образ «пламенного демократа» и «певца народа» практически не эксплуатировался. Откровенно говоря, могу припомнить только одно появление Некрасова на советском экране – фильм Козинцева 1953 года «Белинский», в котором – понятное дело – без Николая Алексеевича было просто не обойтись. Играл его Владимир Честноков.
Некрасов, надо полагать, слева. Хотяяяя... И всё же - слева. Белинский - романтический красавец справа.
Понять тогдашних цензоров от культуры можно: одно дело – изучать в школе «Мороз Красный Нос» и «Кому на Руси жить хорошо», другое – погружаться в извилистые, вступающие в откровенное противоречие с идеалами социализма, загогулины биографии Некрасова – с его коммерческой жилкой, картами «по-крупному», женщинами и не красящими его человеческие качества поступками. Уже в наше время фигура поэта появилась в сериале Хотиненко «Достоевский», сыграл его замечательный питерский актер Валерий Кухарешин, внешне, действительно, схожий с Некрасовым.
Вот не поверите - еле отыскал! Заговор против Некрасова продолжается!
Слушайте, похоже и... как-то всё. Возможно, ошибаюсь, если кто-то припомнит хотя бы ещё парочку экранных воплощений Некрасова – буду крайне признателен!
Итак, что мы имеем? Великого «засекреченного» русского поэта с весьма «мутной» биографией и многотомным литературным наследием, в котором нашлось место и поэмам, и лирике, и пьесам, и даже романам. Так это прекрасно, судыри! В наше удивительное время, когда «белое» меняется местами с «чёрным», миллиардеры становятся Героями, 23-хлетние певцы – кавалерами, попрыгуньи переписывают законы, а «мздоимство» оправдывается «обстоятельствами непреодолимой силы», Некрасов – практически идеальный «герой нашего времени»! Где вы – режиссёры и сценаристы, мучающиеся от «мелкотемья»? Ау! Берите, пользуйтесь... если способностей и смелости хватит... Да только - не хватит - ни того, ни другого. И денег вы на это не найдёте, потому что снимать о великих людях скверно и задёшево - опозориться с треском. Разве - снова к Хотиненко обратиться? "Достоевский"-то в принципе - удался!..
Тургенев читает Некрасову и Панаеву. Последний, похоже, думает о чём-то своём... Например, о "тройственном союзе" с Авдотьей.
Напоследок не удержусь, и приведу два стихотворения поэта, в которых, по скромному моему сужденью, отражены многие грани таланта некрасовской лиры, актуальной и сегодня.
ЗАБЫТАЯ ДЕРЕВНЯ
1
У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу», — думает старушка.
2
Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам! —
Думают крестьяне. — Скажет барин слово —
И землицу нашу отдадут нам снова».
3
Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором...
4
Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит...
Барина всё нету... барин всё не едет!
5
Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высоких гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.
Обратите внимание: "...сел в свою карету — и уехал в Питер". Как это... по-нашему... по-современному! Так и видишь свиномордого нынешнего чиновника с равнодушными глазками-пуговичками, дежурно выслушивающего "глас народа" и... Привет!
НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
1
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла.
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил... Он вызвал — я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
2
Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил;
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
3
Крестьянина я отдал в повара,
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью;
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла
.
4
Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла...