На счету Марины Никитиной (в литературном мире Кошкиной),
студентки 4-го курса специальности «Журналистика» ЯГПУ и корреспондента одной из
местных газет, пять приличных повестей. Первую из них – «Химеры» – она написала
еще на 2-ом курсе. Повесть была опубликована в журнале «Континент», хотя
и вызвала множество нареканий.
– Ее героев называли «отморозками» и моральными уродами. А на
самом деле они обычные подростки. Просто растут в условиях бедности
и социальной незащищенности, – говорит Марина.
Все произведения Никитиной-Кошкиной развивают идею молодежной
потерянности в современной городской среде. Жизнь подростков полна всевозможных
стрессов. Виной тому быстро меняющаяся окружающая среда, непонимание со стороны
родителей, отсутствие внятных нравственных ориентиров. И тут на помощь приходит
улица со всеми ее соблазнительными прелестями, дурманя юную бесшабашную
голову.
Вторая повесть «Без слез», отмеченная третьим местом премии
молодых литераторов «Дебют», удачно продолжила выбранный писателем вектор.
В центре сюжета вновь подросток. Он одинок, его родители пьют, в школе он
появляется крайне редко, потому и не завел себе друзей. Единственной путеводной
звездой для него остаются песни Виктора Цоя, пополам с мечтами о карьере
рок-звезды. Читая эту повесть, чувствуешь во рту горький привкус смеси табачного
дыма (герой много курит) вперемешку с пивным амбре (и пьет!!!). Герой обречен на
поражение, гибель и забвение. Кошкина хладнокровно ведет его к трагичному
финалу, и получается так, что мученика в конце совсем не жалко. Где-то
в подсознании понимаешь, что по-другому быть не может, и от этой мысли в душу
закрадывается тихий ужас.
– Ну почему получилось именно так: нелепо и глупо? – спрашиваешь
себя.
– Такова жизнь, – уверенно отвечает автор.
Тема «юного одиночества» присутствует у Марины и в двух других
повестях: «Тихие омуты» и «Рыба». Первая рассказывает о судьбе девушки, которая
однажды понимает, что ее жизнью полностью распоряжаются родители. Вторая
полностью оправдывает свое название. Главный герой – снова юноша. Во всем
остальном он сущая рыба: не холодный и не горячий, не мертвый и не живой – в
общем, аморфный какой-то.
Кошкиной прекрасно удается изобразить жизнь маргиналов. Говоря
современным языком, это ее литературная фишка. Известный критик Евгений Ермолин
«вписал» прозу писательницы в концепцию «нового реализма», видимо, отдавая дань
ее стремлению познавать сложный мир самобытным экспериментальным
способом.
Справедливости ради стоит сказать, что не все тропинки
литературного леса Марины Кошкиной теряются в беспросветной тьме. Например,
повесть «Паноптикум» отличается сильным игровым началом и даже элементами
остросюжетной прозы, больше похожей на сценарий блокбастера.
– Многих сегодняшних писателей сгубил соблазн погони за
изменчивыми общественными вкусами. Отчасти их можно понять. Всем хочется
получить свое место под солнцем. С другой стороны, скатываться в сторону
невыразительной попсы тоже опасно. Так можно навсегда потерять читательское
доверие. Поэтому приходится лавировать – запрятывать мысль в красивую обертку.
Умные читатели и так все поймут. А для остальных чтива и так навалом,
– оправдывает коллег по перу Марина.
В свое время Горький высказывался по поводу писательства
примерно так: « Настоящий писатель должен много путешествовать, охотиться на
северных оленей в тундре, пропахнуть с ног до головы дымом костров, дрейфовать
на льдине по просторам океана. Только тогда он накопит нужный писательский
опыт». Пастернак думал иначе: « Все, что необходимо для нового произведения,
я увижу из окна собственной дачи».
У Марины сформировалась третья позиция. По долгу службы она
много общается с людьми, ездит в командировки, активно интересуется
общественной жизнью. Однако сюжеты приходят в одиночестве. Глаз лишь цепляется
за мгновение действительности, а дальше начинается шлифовка воображением. Вот
тут нужно особое уединение. Только ты, компьютер и свет в окне. Остальное
лишнее.
Особых хобби у Марины нет. Друзей тоже немного. Все свободные
часы она отдает писательству и общению с родителями.
– Хочется больше времени отводить литературе. В голове много
идей, но вот оформить их должным творческим образом не всегда получается.
С другой стороны, я реалист и прекрасно понимаю, что одним писательством прожить
очень трудно. Чтобы увидеть свою повесть на страницах приличного московского
альманаха, приходится ждать месяцы. Поэтому журналистика для меня не блажь, но
способ существования, – делится соображениями Марина.
Она умеет писать трагично и с иронией, грустно и жизнерадостно,
тревожно и смело. Но главное: она умеет писать интересно. По крайней мере,
большинство из ее повестей хочется дочитать до конца, а некоторые
и перечитать.