Нужны ли премии молодым?

В понедельник в России появится новая премия для молодых писателей под названием "Лицей". 
О ее создании объявят на пресс-конференции в Москве.

Коротко: учредителями новой литературной премии являются группа компаний "ЛОТТЕ" в России, Российский книжный союз, Роспечать, Литературный институт им. А.М. Горького, Ассоциация литературных журналов, Центр поддержки отечественной словесности, "Российская газета" и "Литературная газета". 6 июня, в день рождения Пушкина, планируется вручение первых шести наград - по три в прозаической и поэтической номинациях. Призовой фонд - 4,8 миллиона рублей.

И вот что интересно, что я обнаружил, о чем многие не знают или не обращали на это внимания. При всех потрясениях, которые испытала Россия с начала 90-х годов и которые неузнаваемо изменили ее облик, работа с молодыми писателями, как ни странно, не прекращалась ни на один год. Это одна из немногих традиций, которые мы взяли от советского времени. И даже форматы не так уж и сильно изменились. Совещания молодых писателей, сборники (авторские и коллективные) молодых авторов и премии для молодых. Изменились названия, стиль мероприятий, расширились границы дозволенного и, наконец, исчез идеологический диктат, но главное содержание и даже методы работы остались те же.

Начнем с того, что существует Литературный институт, который был основан в 1933 году по инициативе Алексея Максимовича Горького и носит его имя. Институт не прекращал свою работу даже во время Великой Отечественной войны. Больше того, в 1942 году там возникла заочная форма обучения. И это, конечно, было символично: страна, которая, по выражению того времени, кует свои литературные кадры во время битвы, очевидно, не собирается потерпеть в ней поражение. Сейчас институт испытывает многие трудности технического порядка, но конкурс там, особенно на поэтическом факультете, традиционно высокий. И вопрос "зачем нужен Литературный институт?" задавайте тем, кто в него и сейчас мечтает поступить, при том, что роль писателя сегодня не так привлекательна, как в советское время.

Все годы и распада СССР, и становления новой России существовали и продолжают существовать "толстые" литературные журналы "Новый мир", "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов", "Наш современник", "Нева", "Звезда", "Север" и другие. Традиционно там происходит и открытие новых литературных имен. Ищет свои новые форматы и старейший журнал для молодых писателей "Литературная учеба". Все были и остались...

Кроме этого возникли новые институции взамен старых. Например, уже 16 лет существует Форум молодых писателей "Липки", созданный Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ под руководством Сергея Филатова. С 2001 года этот форум проходил в подмосковном пансионате "Липки", откуда и название; в этом году в связи с посмертным 80-летним юбилеем Валентина Распутина его планируют провести на Байкале. Через этот форум прошли множество молодых авторов, некоторые из которых занимают сегодня первые строчки во всех возможных литературных рейтингах: Захар Прилепин, Роман Сенчин, Герман Садулаев, Алексей Иванов, Алиса Ганиева, Дмитрий Новиков.

А ведь в "нулевые" годы их первые книги выходили в серии "Молодая литература России" в издательстве "Вагриус". В аннотации к книге "Новые писатели: проза, поэзия, драматургия, критика" 2008 года издательство отчитывалось перед читателями: "Взросление молодой литературы России пришлось на период распада СССР, череду внутренних конфликтов, трудностей перехода к демократическим институтам и рыночной экономике. Все это, конечно, отразилось на творчестве писателей, родившихся в 70-80-е годы. Они пришли с новыми словами и новым видением мира... Уже вышли книги Дениса Гуцко из Ростова-на-Дону, Ирины Мамаевой и Дмитрия Новикова из Карелии, Натальи Совы из Перми, Сергея Вербицкого из Ярославля, Захара Прилепина из Нижнего Новгорода, Германа Садулаева из Чечни, Романа Сенчина из Москвы".


При всех потрясениях 90-х годов работа с молодыми авторами не прекращалась


Так что с вопросом о том, нужны ли подобные серии, тоже обращайтесь к этим писателям. Может быть, сегодня кто-то из них скажет, что не нужны. Но это сегодня.

С 2000 по 2015 годы награждались лауреаты премии для молодых писателей "Дебют". Она развивалась, меняла некоторые форматы, но неизменно выполняла огромную работу по участию тысяч пишущих молодых людей в едином литературном конкурсе. Поскольку я тоже работал в премии "Дебют", я знаю, сколько там пролито слез, сколько молодых тщеславий прошли там испытание на прочность, сколько из них выходили на сцену под лучи софитов и сколько искренне хлопали им в зале, хотя и проиграли. Но главное - я знаю, какая колоссальная работа проводилась по чтению рукописей, написанных во всех уголках России и далеко за ее пределами.


Возможно, кто-то из них скажет, что она была не нужна. И так бы состоялись. Ну, тогда - извините!


Сейчас заглянул в список лауреатов "Дебюта". Пожалуйста: Сергей Шаргунов, Василий Сигарев, Данила Давыдов, Денис Осокин, Валерия Пустовая, Александр Снегирев, Ярослава Пулинович, Алиса Ганиева, Елена Погорелая... Всё, как принято говорить сегодня, "реальные" фигуры и не только в литературе, но и в кино, и в театре. Спросите их: нужна им была премия "Дебют"?

Возможно, кто из них скажет, что не нужна. И так бы состоялись. Ну, тогда - извините!

На самом деле работа с молодыми писателями, конечно же, нужна. И всегда была нужна. И Достоевскому с Толстым на первых порах было бы трудно без некрасовского "Современника", и молодым писателям начала ХХ века и первых лет СССР без Горького. Хотя они не любили в том признаваться.
Автор
Текст: Павел Басинский (писатель)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе