Non/fiction зима 2024: художественная литература и нон-фикшн 18+. Что купить?

Наша редакция по традиции собрала список лучших книжных новинок, которые стоит поискать на ярмарке. Мы надеемся, что поможем вам не пропустить самое интересное.

Наша редакция по традиции собрала список лучших книжных новинок, которые стоит поискать на ярмарке. Мы надеемся, что поможем вам не пропустить самое интересное. Если по какой-то причине издатели не смогут привезти что-то из списка на ярмарку (бывают разные накладки), не беда  книги можно будет заказать на маркетплейсах или купить на сайтах издательств.

Вы также найдете ссылки на телеграм-каналы наших авторов ниже, рядом с их рекомендациями. Переходите и подписывайтесь, чтобы читать еще больше обзоров современной литературы.


Анастасия Усова (тг-канал Дом Астерия)

Томас Манн. Слушай, Германия! Радиообращения 1940-1945 гг. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2024. — 336 с.

В 1933 году Томас Манн эмигрировал из нацистской Германии вместе со своей семьёй. В 1942 он предпринял попытку вести антифашистские радиопередачи для немецких слушателей — и они имели оглушительный успех. Справедливости ради, Манн не всегда был борцом за демократию. В годы Первой Мировой, влившись в буржуазное общество, он отстаивал империализм и рьяно воевал с идеями пацифизма. Несмотря на импульсивный нрав, позже Манн публично признал, что заблуждался, стал членом Немецкой демократической партии, а в 1930 выступил в Берлине со знаменитой речью «Призыв к разуму». Издательство Ивана Лимбаха выпустило сборник радиообращений Манна как раз тогда, когда читателю хочется соприкоснуться с эпохой «изнутри войны»: не предвидится ещё завершение, неясно, можно ли ждать справедливости. И в этой точке, где ещё не родилась надежда, был голос, который преодолевал милю за милей, чтобы сказать: «Народ, который хочет быть свободным, свободен уже в этот момент».

Ласло Краснохоркаи. Гомер навсегда / пер. с венг. Юрия Гусева — СПб.: Polyandria NoAge, 2025. — 96 с. 

Никто не смог бы рассказать о себе лаконичнее, чем сам автор фразой «Когда я не читаю Кафку, я думаю о Кафке». Так и его «Гомер навсегда» — один из околокафкианских миров, где герой бежит от преследователей, — убийц, которые, по его словам, «уж точно не лебеди», — бежит бесконечно, не давая себе минуты ни на отдых, ни на еду. Как это нередко бывает у Краснохоркаи, его персонаж не знает имён тех, кто за ним гонится, и никогда не видел их лиц, а значит, погоня эта — сплошной экзистенциальный кризис, мыслительный поток с иллюстрациями Макса Нойманна и так называемыми «пульсозвуками» Миклоша Сильвестера (доступ к аудио читатель получает по QR-кодам в начале каждой главы). Притягательное безумие «Гомера навсегда» в его оторванности от «здесь и сейчас», громоздкости, характерной для языка Краснохоркаи (каждая глава равняется одному предложению), и упоительной сосредоточенности на деталях подсознания героя, как будто макромир потерял своё значение окончательно и уступил место микропроцессам внутри психики.

Алла Горбунова. Нет никакой Москвы. — М.: Индивидуум, 2024. — 110 с.

Как истинная жрица Танатоса, Алла Горбунова создала сборник короткой прозы, напитанный забористой русской хтонью. Здесь есть короткие зарисовки о смерти и вечности, а есть автофикицональные отрывки изнутри академического сообщества (а если точнее, то с ракурса преподавателя философии в техническом университете, что уже в своём определении — хтонь). Как и другие работы Горбуновой, «Нет никакой Москвы» — вещь хаотично организованная. Здесь, например, нет сколько-нибудь усматриваемой логики в расположении фрагментов — только погружение в мир писательницы, который всегда балансирует над пропастью магии и мифологии. Своих персонажей Алла Горбунова мудро называет сущностями, и в этом кроется разгадка её вселенной. Сущности обмениваются энергиями, накладывают друг на друга проклятия, страдают от бессмертия и существуют одновременно во времени и вне его — вот и сюжеты с ними выходят замутнёнными, происходящими никогде.

Софья Асташова. Любовь моя Ана. — М.: Эксмо, 2025. — 352 с.

Любовь моя, Софья Асташова, завершила работу над своей второй книгой. И «Ана», и «Вероятно, дьявол» обитают на том литературном поле, о котором весь город говорит, — здесь круглый год плодоносит травма. Из-за обилия триггеров, которые сегодня предложены читателю для стимуляции болевых точек, «терапевтическое письмо» начало неизбежно обезличивать своих авторов. Особенно несправедливо это работает в отношении Асташовой, которая хоть и препарирует острые, но общие для всех, темы созависимых отношений в «Дьяволе» и расстройств пищевого поведения в «Ане», остаётся самобытной, яркой, владеющей неземным языком. Читать её книги — истинное удовольствие. Они покадрово воспроизводят роскошную визуализацию ментальной катастрофы. Это не только красиво, но и хирургически точно, как если бы страдающую душу можно было выворачивать наизнанку и выставлять на всеобщее обозрение под куполом бродячего цирка.

Линда Нохлин. Изобрести современность. Эссе об актуальном искусстве / пер. с англ. Натальи Решетовой. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. — 528 с.

Широкий круг читателей узнаёт Линду Нохлин в первую очередь по её работе «Почему не было великих художниц?», раскрывающей асимметрию гендерных ниш в поле искусства. Нетрудно оценить популярность работы, если она была опубликована в 1972, а уже в 2017 модный дом Диор печатал название этого эссе на своих футболках, а у гостей в руках была полная печатная версия в красиво оформленном переплёте. В 2024, уже после смерти писательницы, свет увидел сборник её лекций, публичных выступлений и статей, над составлением которого трудилась ученица Нохлин — Аруна де Суза. В предисловии она рассказывает о своей наставнице так, что воздух напитывается электричеством; как будто есть возможность прикоснуться к иконоборческому духу Линды Нохлин. Она не придерживалась магистральных линий, бесстрашно отстаивала позицию, противоположную большинству, и страстно любила свою миссию — говорить с людьми об искусстве через призму остросоциальных тем.

Гюстав Кан. Солнечный цирк / пер. с фр. Ольги Панайотти. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. — 176 с.

«Солнечный цирк» — это внезапные ананасы в шампанском для хмурой повседневности; и не только потому, что «удивительно вкусно, искристо и остро». Работа Гюстава Кана, знаменитого французского символиста, невероятно красива, перенасыщена палитрами и образами. Златовласая Лорелея из стихотворения Гейне покидает свою скалу в море и отправляется в странствие по городам Европы. Однако красоте предстоит не поработить мир, а пробудить желание к жизни у скучающего графа (и у скучающего читателя — тоже). 

Аня Фёдорова. Но это не точно. — Папье-маше, 2024. 

Было трудно понять сразу, что делает автофикциональную прозу Ани Фёдоровой непохожей на коллег по цеху. Вроде бы те же составляющие, что и всегда, — дисфункциональная семья, панельки, папа был понарошку. Но это не точно. Небольшая книга о взрослении хрупкой Ани напитана не травмой, а любовью. Ей тоже говорили, что надо терпеть вместо того, чтобы уходить. Она тоже смотрела голодными глазами на одноклассниц из благополучных семей. В эпоху становления её личности тоже была популярна попугаистых расцветок косметика из каталогов с характерным химическим запахом, которым можно было травить сразу несколько поколений насекомых. Рассказывает Аня об этом с почти осязаемой нежностью — её проза иронична, а вызываемые в памяти образы вызывают острый приступ ностальгии. Такой текст нужен нам всем, чтобы иногда возвращаться к нему, как к старому фотоальбому или архивированным записям из социальных сетей, где остались прошлые, немного нелепые, но самые настоящие мы.


Дина Озерова (тг-канал книжный странник | дина озерова

Нейтан Хилл. Велнесс / пер. с англ. А. Гайденко — М.: Фантом Пресс, 2025. — 656 с.

«Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя? Моложе, красивее, идеальнее». Невероятный успех фильма «Субстанция» доказывает, что этот вопрос так или иначе задавал себе каждый. Автор «Нёкка» Нейтан Хилл в своем новом романе «Велнесс» исследует, почему мы отчаянно стремимся улучшить каждый аспект нашей жизни, и ради иллюзии счастливого будущего готовы верить алгоритмам соцсетей и рекламе сомнительных фармацевтических компаний. А еще это история одного брака. Джек и Элизабет прошли путь от пары неприкаянных мечтателей до респектабельной ячейки общества. Но удалось ли им в гонке за успешным успехом сохранить себя? 

Ольга Харитонова. Чужая сторона. — М.: Альпина нон-фикшн, 2025. — 208 с.

Сборник рассказов лауреата премии «Лицей» Ольги Харитоновой в очередной раз доказывает, что хорошая фантастика призвана обнаружить больные места на теле нашей реальности. Под обложкой «Чужой стороны» обитают детоботы «со способностями» в умирающей деревне, парень-мутант, отбывающий условный срок в полиции, девушка, у которой раз в неделю меняется тело, но голова остается прежней, и другие персонажи в сеттинге «киберпанк на фоне серых панелек». Двенадцать историй о телесности и не только вовсе не эскапируют читателей в далекие миры, а возвращают взгляд на нашу действительность.

Ирина Костарева. Побеги — Спб.: Polyandria NoAge, 2025. — 288 с.

Магический реализм о силе сестринства. Его героини  обычные женщины, живущие в маленьком городе, жизнь которого сосредоточена вокруг завода. Каждая из них обладает магической способностью: одна улавливает тонкие звуки, другая понимает язык змей, третья общается с растениями. Вместе они ухаживают за дикорастущим садом  единственным безопасным местом в токсичной городской среде. Чуткий роман о женском опыте, продолжающий традиции «природного письма».


Майя Ставитская (тг-канал Book Addict)

Сьюзен Чой. Упражнение на доверие/ пер. с англ. Сергей Карпов. — М.: Дом историй, 2024 — 288 с.

Роман-матрёшка, хотя вернее, учитывая эстетику, будет назвать его китайской лаковой шкатулкой. Из тех изысканных вещиц, что, внутри большей, упрятанной в самую объемную, содержат меньшую, а в ней совсем крохотную. Лавстори мальчика и девочки из колледжа искусств, нежная и жестокая, пронзительная и обреченная. Вплетенная в историю поисков себя в творчестве, нахождения рутины и будничных драм одними участниками; циничного использования доверившихся другими; сиротства третьих, дающего иммунитет от посягательств, но лишающего доверия к миру. Филигранный перевод Сергея Карпова сам по себе источник стилистического наслаждения.

Яна Москаленко. Аукцион. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024. — 448 с.

В дистопии Яны Москаленко за условным «где-то, когда-то» просматривается концентрически-круговое устройство известного места (но все совпадения случайны). Благополучный Город, у живущих в котором всё хорошо, окружён маргинальными Кварталами, поставляющими горожанам запретные удовольствия, и служащими живым щитом от Окраин — они снабжают всем необходимым. Они же источник главной ценности для горожан — душ. Души тут продают с аукциона, покупают их совсем не черти с рожками, а солидные дамы и господа. Подсаженная душа раздвигает горизонты и позволяет ощутить полноту жизни, вдобавок продлевая её. Многослойная история, в которой YA-страсти и криминальная драма сплавлены с политическим триллером и философской притчей. 

Татьяна Млынчик. Необитаемая. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024. — 256 с.

Для своей истории о молодой женщине, в попытках обрести счастье материнства и проходящей через болезненные и неприятные медицинские процедуры, Татьяна Млынчик выбрала популярный жанр автофикшена. Но это относится лишь к предельной, без экивоков и умолчаний, откровенности в разговоре на табуированные темы. Здесь не будет характерных для прозы этого жанра self-pity, токсичных отношений, попыток обвинить родителей и/или партнера в собственных бедах и несчастьях. Сильная, уверенная в себе, выросшая в заботливой семье, женщина бьётся за то, что другие получают без усилий, а читатели узнают об ЭКО всё, что хотели знать, но стеснялись спросить.


Ника Юрасова (тг-канал Nika’s Tsundoku Club)

Кирилл Куталов. Ovum. — М.: Mainstream, АСТ, 2024. — 288 с. 

Вселенная победившего матриархата, нейросетей и жёстких законов, нарушая которые получаешь пулю в лоб — вселенная киберпанкового романа «Ovum», финалиста премии «Новые горизонты-2023». В этой новой реальности случился Переход, и женщины теперь защищены от объективации и насилия. Весь мир – от Стамбула до Найроби, от Дубая до Москвы живёт в режиме нейростимуляции, заменившей людям плотские отношения — радикально, но работает на цели прогрессивного матриархата.

Удивительно, как много знакомого контекста вобрал в себя этот роман, и одновременно, насколько он самобытен. Мультижанровый «Ovum» — это не только качественная фантастика на русском языке, но и совершенно антисексуальный текст, несмотря на обилие сцен 18+. Как целоваться в вонючем туннеле под Курским вокзалом (с) — физиологичные, задорные описания здесь соседствуют с мерзостью как таковой, поэтому текст, в котором сцены секса сыпятся на читателя через каждые несколько страниц, получается вовсе не об этом. Кирилл ловит любопытного читателя на живое, а говорит с ним в результате вообще о других вещах.

Леонид Зорин. Ничего они с нами не сделают. — М.: Новое литературное обозрение, 2024. — 680с.

3 ноября 2024 года драматургу и прозаику Леониду Зорину могло бы исполниться 100 лет. К этой дате НЛО приурочивает выпуск сборника «Ничего они с нами не сделают» — с пьесами, прозой и другими текстами автора, актуальность которых сегодня неоспорима. Вся творческая жизнь Зорина прошла в борьбе за право говорить, писать и быть принятым. Например, его пьеса «Медная бабушка», рассказывающая об одном дне из жизни А.С. Пушкина, была запрещена сразу после прогона и так толком и не увидела свет, пока в 2004 году Михаил Козаков не снял двухсерийный фильм-спектакль для канала «Культура». Эту пьесу, как и многие другие, можно прочитать в сборнике, с любовью составленном и отредактированном сыном драматурга, Андреем Зориным. 

Надя Алексеева. Белград. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024. — 416 с.

Надя Алексеева открыла дверь в большую литературу буквально «с ноги», ворвавшись в 2024 году в шорт-листы главных премий страны с дебютным романом «Полунощница». Теперь на прилавках нас ждёт вторая книга — «Белград», с одной стороны, рассказывающая о трудностях эмигрантской жизни здесь и сейчас, с другой — подчёркивающая цикличность человеческого опыта. Протягивая ниточки в прошлое, Надя берёт не кого-нибудь, а самого А.П. Чехова и его роман с Ольгой Книппер. Многоугольники человеческих отношений подозрительно похожи даже спустя сотню лет — но и на таком расстоянии можно отыскать родственную душу, раз уж в настоящем с этим сложности. Печальный, осторожный и правдивый «Белград» — современная история, которая делает элегантный реверанс ялтинской чеховской эпохе, стирает временные границы между судьбами людей из разных столетий. Читая «Белград» чужое прошлое вдруг становится почти твоим и разливается в душе настоящей любовью — через года, города и страны.

Денис Безносов. Территория памяти. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2024. — 376 с. 

Вторая книга «Трилогии бессилия» — это глубокое погружение в события XX века и чувства политических деятелей по обе стороны нацизма, в темы вины и ответственности. Карл Ясперс, немецкий философ и психиатр, женатый на еврейке и преследуемый эсэсовцами. Ханна Арендт, политический философ еврейского происхождения, вынужденная покинуть родину в 1933 году. Адольф Эйхман — «архитектор холокоста», бежавший из Германии, но пойманный Моссадом. Томас Бернхард – австрийский прозаик, ярый противник нацизма. Вот главные герои, вокруг судеб которых Безносов строит повествование. Второстепенных же — с десяток. И это вовсе не похоже на Флориана Илиеса и его романтичные зарисовки о XX веке. Для Дениса Безносова история — это территория рефлексии, а не ностальгии. Текст-эссе, текст-кино, который, как и первая книга трилогии, очень про форму, про синтаксические игры, про контраст избыточности и скупости языка. «Территория памяти» — болезненный исторический фильм, заключённый в буквы, каждый медленный кадр которого наполнен осознаниями, эмоциями и художественными повторами, помогающими, наконец, выучить урок.

Оксана Тимофеева. Мальчики, вы звери / пер. с англ. Я. Марковой. — М.: Индивидуум, 2024. — 144 с. 

«Мальчики, вы звери» – книга вовсе не о квадроберах, как может показаться на первый взгляд, а невероятно ёмкое исследование «фрейдовских мальчиков», детей, которые с раннего возраста имели сложности во взаимодействии с животными (фобии, обсессивные неврозы, болезненные фантазии и видения в духе сна Раскольникова про забиваемую лошадь). Книга Оксаны Викторовны о том психическом театре, пьесы для которого человек не сочиняет сам. Более того, он часто даже не знает своей роли, но начинает её играть. Ключевые моменты, на которых Тимофеева останавливается в своём мини-трактате: эдипов сценарий (отцеубийство), роль филогенетической памяти (память рода в её неопошленном соцсетями значении, т.е. мы помним то, чего никогда не было конкретно в нашей жизни), патриархальный каннибализм (тираны сжирают своих сыновей). Ну и главное, пожалуй, это то, что психике не нужно реальное событие, чтобы заболеть — достаточно фантазии о чём-то таком, чего принято бояться. Такие вот Freud’s Beasty Boys.

Харри Крюз. Детство: биография места / пер. с англ. Джамшед Авазов. —  М.: Kongress W press, 2024. — 232 с. 

Любители южной готики, ваша остановочка: Kongress W Press привезут на ярмарку автобиографию Харри Крюза, американского писателя, чьё раннее детство в аграрной Джорджии пришлось на времена Великой депрессии. Мальчик рос в нищей семье, рано потерял отца и пережил несколько других потрясений – перенёс полиомиелит, а также в пятилетнем возрасте упал в котёл с кипятком. Будучи часто больным и обездвиженным, Крюз хорошо усвоил, что значит быть изгоем — таких людей он впоследствии будет делать героями своих книг. Кроме того, его авторским кредо было — писать из собственного опыта, и ознакомившись с автобиографией, можно легко себе представить его репертуар. Выросший среди реднеков, Крюз не только рассказывает собственную историю, но и воссоздаёт портрет фермера-южанина образца 1930-1940 годов. Это человек, у которого не могло не быть шрамов и увечий, его желудок не бывал полон, а помыслы — чисты. Несмотря на то что мы говорим об автобиографии, читается она скорее как гиперреалистичная художественная литература в духе Дениса Джонсона. Крюз утверждал, что «книга должна пахнуть потом и кровью» и чётко следовал этому правилу. Ставил на увлекательную историю, а ядром каждой истории становилась чья-то настоящая, тяжёлая, как у упряжного мула, жизнь.


Лена Чернышева (тг-канал что читает леночка)

Ольга Бухина. Жизнь и смерть: самые важные вопросы детской литературы. — М.: КомпасГид, 2025. — 320 с.

Тема смерти традиционно находится в «серой» зоне внимания детей и родителей — разговаривать о ней странно, страшно и непонятно, как и, зачем. Однако последний вопрос в этом ряду снимает сама жизнь — уходят старшие родственники, соседи, домашние питомцы. Увы, но иногда и сами родители. А ещё ровесники. Учителя. Таков ход жизни, и несмотря на жесточайшее сопротивление среды, книги о смерти для детей и подростков продолжают выходить и ставить новые неудобные вопросы. Все их собрала специалист по детской литературе Ольга Бухина, «классифицировала» смерть по типам и видам и каждой упомянутой книгой, так или иначе поднимающей вопрос ухода и утраты, манифестировала радость жизни. И, кажется, потенциально сняла страх разговора о смерти с самим собой или с младшим поколением — или как минимум подсказала с десяток литературных помощников для этого непростого дела.

Сьюзен Таубес. Развод / пер. с англ. Юлии Полещук. — СПб.: Подписные издания, 2024. — 328 с. 

Роман на грани автобиографии и отчаянной фантасмагории рассказывает об одном из вариантов посмертия и попытке высказать и проговорить всё то, что осталось сокрытым при жизни. Софи Блайнд, главная героиня «Развода», предстаёт перед читателями уже мёртвой — но кажется, что никогда она не была более живой, раз только сейчас находит в себе силы для честного разговора, которым и становится для читателя её исповедь из лиминального пространства. Ей многое надо успеть — завершить развод с мужем-нарциссом, дописать книгу и попасть на собственные похороны. Но, пожалуй, главное — понять, кто она без всей этой мишуры, без всех тех «атрибутов», которыми она обросла при жизни. И можно ли определить тот момент в человеческой жизни, когда что-то пошло не так. 

Дарья Митякина. Даша строит кенотаф. — Папье-маше, 2024.

Одна из немногих книг цифрового издательства «Папье-маше», что продолжит свою жизнь в более привычном (на текущий момент) виде, также посвящена смерти — но раскрывается она, опять же, с куда более привычной стороны переживающего утрату человека. Автогероиня эссе, открывающего этот фактически сборник разноформатных текстов, реконструирует жизнь своей бабушки. На помощь приходят многочисленные детективы и обрывочные воспоминания, которые не так просто оформить в ладный кенотаф — слишком много пустот, слишком мало слов для их заполнения, слов персональных, а не детективно-ироничных, наполнявших общественное и личное сознание на рубеже тысячелетий. Продолжается сборник фантазией на детективную тему — и она раскрывает другую сторону этого вечнозелёного жанра, усталость от беготни и удалого куража. Вместе эти тексты становятся удачной попыткой осмыслить «теневую» сторону литпроцесса, поговорить об утрате и буквами прочертить культурный код сразу нескольких поколений, которым равнозначно дороги черно-желтые мягкие обложки.


Лена Нещерет (тг-канал Марселизация)

Игорь Лужецкий. Великие сожженные. — М.: МИФ, 2024. — 328 с.

Эта книга — часть новой серии внутри издательства МИФ. Серия называется «Страшно интересно» и уже оправдывает свое название. Колдовство, тайны алхимии, выдержки из бестиариев и прочая занятная и стильно оформленная чертовщина, действительно здорово притягивает внимание. «Великие сожжённые» на фоне собратьев по серии выделяются тем, что внутри очень мало исследований магического и потустороннего, зато полно вдумчивых разборов средневековых судебных тонкостей. Жгли ведь не только ведьм, но и еретиков, а с этим как — сегодня ты отступник, а завтра мученик. И наоборот. Лужецкий, научный сотрудник Выборгского замка и исследователь истории католической церкви и Средних веков, увлечённо и грамотно разбирает правовые нюансы, конфликты интересов, масштабные манипуляции общественным мнением и прочие совершенно не колдовские вещи. Страшно интересной книгу делают не леденящие душу подробности пыток, а уникальный стиль изложения: мало кто умеет полгода страшной судебной волокиты превратить в аттракцион для читателя. Лужецкий умеет, так что за ним стоит следить и в будущем.

Алексей Иванов. Вегетация. — М.: Альпина нон-фикшн, 2025. — 536 с.

В новой книге народный любимец Иванов оставил ненадолго историю и принялся за постапокалипсис: все кругом, даже спальные районы некогда крупных российских городов, захватил бескрайний хищный лес, а за лесом сидят и правят китайцы, которым нужно бесконечное количество сырья, чтобы окончательно добить американцев. Впрочем, неповторимая, истинно Ивановская атмосфера глубинной России и его невероятное внимание к деталям никуда не делись: фантастический радиоактивный лес, дающий древесину для странного топлива, требует фантастических же методов обработки, которые Иванов скрупулезно и заботливо прописывает. Если в «Дюне» Герберта заменить пески Арракиса на дикий во всех смыслах башкирский лес, а гигантских червей — на недружелюбные деревья, получится оценить масштабы замысла и мира, но цели героев Иванова не выходят за пределы одного дня. Какие там судьбы вселенной — сейчас бы увернуться от взбесившейся лесопильной машины, а к вечеру бахнуть водки и заснуть в безопасности. Сочетание огромного мира и маленьких человечков с их смешными возможностями завораживает и держит интерес. 

Максим Семеляк. Средняя продолжительность жизни. — М.: Альпина нон-фикшн, 2025. — 444 с.

Семеляк — биограф Летова и видный музыкальный журналист. Такие люди обычно пишут необычайно занимательные мемуары, поражающие количеством знакомых лиц, видных с незнакомой стороны. Но никакого нам «обычно» и никаких мемуаров: вместо забавных историй о занятных персонажах одинокий автогерой Семеляка бродит по стенам и потолку не хуже мухи, стараясь постоянно держаться на самой границе между автофикшеном и стихотворением в прозе. Его язык настолько перенасыщен, что вокруг каждой запятой начинает кристаллизоваться, наворачивая морозные узоры ассоциаций. Тяжко стало, да? В книге еще хуже, там не по две, а по шесть метафор на абзац.
Если говорить о сюжете, то он такой скитальческий: сначала герой тайком откапывает на кладбище урну с прахом близкого человека, а потом начинает нарезать круги и восьмерки по местам своего детства, пытаясь дать последний обещанный покой не столько праху, сколько собственной памяти.


Маша Фадеева (ТГ-канал Проснись и ной)

Майя Кучерская. Случай в маскараде. Несвяточные рассказы. —  М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024. — 288 с.

Майя Кучерская занималась исследованием святочного рассказа несколько лет. Она перечитала десятки новогодних и рождественских историй, защитила по ним диссертацию, сама написала несколько подобных текстов, и даже придумала курс о том, как их сочинять. В предисловии она признаётся: «Мне давно хотелось выпустить сборник собственных святочных рассказов – классических, почти настоящих. Передать привет почтенному жанру и своей филологической юности. Предупреждаю сразу: ничегошеньки не вышло». В этой книге собраны тексты о волшебстве, и о том, как тонко оно вплетается в нашу реальность. Повседневное чудо в историях представлено так естественно, что герои ему даже не удивляются. Будь то странная «звериная» эпидемия накануне праздников, или случайные совпадения, которые мы принимаем за магию. В сборнике есть как святочные рассказы, написанные по канонам жанра, так и просто истории о любви, дружбе, семейных связях, о детстве и памяти. Искренние, добрые, смешные и просто уютные, они согреют, утешат и помогут найти то самое новогоднее настроение даже тем, кто давно уже забыл, что это такое. 

Елена Холмогорова. Недрогнувшей рукой. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024. — 256 с.

Сборник текстов Елены Холмогоровой похож на разговор со старым другом. Вы не виделись несколько лет, за это время оба накопили собственный багаж радостей, горечей, побед, разочарований, близких отношений и ненужных связей. Вам многое хочется друг другу рассказать, а главное, вы уверены, что собеседник вас поймёт. В книге собраны эссе, рассказы, воспоминания, заметки, размышления об утрате, о том, как справляться с потерей близких, о самых сокровенных тайнах детства, юности, о силе слова, творческой страсти и об обратной стороне писательского труда. Откровенность, чуть ли не интимность каждого текста, создаёт ощущение полного доверия автора к своему читателю. Здесь нет определённого сюжета, книга похожа скорее на «комфортный дневник»: открой любую страницу, и найдёшь поддержку и утешение в самый нужный момент.

Настя Толочкова (тг-канал разговор чужими словами)

Жан-Батист Андреа. Храни её / пер. с фр. Аллы Беляк. — Спб.: Polyandria No Age, 2024. — 580 с.
Долгожданный роман лауреата Гонкуровской премии 2023 года, «Храни её», добрался и до нас в переводе Аллы Беляк, уже работавшей с прозой Андреа. Роман в лучших традициях романтической литературы расскажет об истории талантливого скульптора, полжизни прожившего среди монахов в горах Италии, охраняя загадочно-прекрасную статую. Роман-ретроспектива: главный герой вспоминает на смертном одре всю свою жизнь, любовь, большие войны и путь к искусству.

Егана Джаббарова. Дуа за неверного. —  М.: Новое Литературное Обозрение, 2024. — 128 с.

Это небольшой автофикциональный текст о преодолении горя, о двойственности мировоззрений и любви в семье, молитва на двух языках о погибшем брате Сергее. Довольно определённая, линейная первая часть — о взрослении брата, жестокости обстоятельств, замалчивании правды, поступательной траектории движения по жизни «по понятиям», о России 2000-х — резко обрывается, спотыкается будто о смерть молодого Серёги от алкоголя, захлёбывается — а дальше начинается самое важное. Дальше — роман расширяется, сбрасывает балласт структурности и расходится кругами по воде в разные стороны. У Еганы как-то по-особенному получается говорить о страшном и горьком. Письмо для неё — акт любви, как она сама говорила на одной из лекций, и это ощущается каждую секунду.


Даша Колганова (тг-канал Империя должна прочитать)

Евфросиния Капустина. Люди, которых нет на карте. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2025. — 284 с.

В серии издательства «РЕШ» «Русский iностранец» появилась новая книга — травелог фотожурналистки Евфросинии Капустиной. В апреле 2023 года она уехала на полгода волонтёрить фотографом в Гватемалу и Никарагуа. Волонтёры со всего мира едут туда работать в клиники. В затерянных на южноамериканском континенте деревнях люди ничего не ждут и не жалуются на жизнь. Для большинства что-то поесть за день и проспать ночь в сухом месте — это уже много. При помощи своей камеры и заметок Капустина фиксирует не только истории врачей, персонала, пациентов и просто местных жителей всех возрастов. Она также пишет о волонтёрской работе, взглядах на жизнь по ту сторону океана и потревоженных поездкой воспоминаниях о своём неблагополучном детстве. «Люди, которых нет на карте» — книга не про то, что где-то кому-то может быть хуже, чем тебе. Она о том, что в любой точке мира существуют одиночество, страх и смерть, но есть также дружба, доброта и сама жизнь. Нет ни географических, ни культурных границ для того, чтобы это всё понимать и разделять с кем-то.

Оскар Мартинес. Пороги. Путешествие по западной культуре от двери к двери / пер. с исп. Д. Синицыной. — М.: Синдбад, 2024. — 320 с.

Как часто вы обращаете внимание на порог собственного дома? Порой за день человек открывает десятки дверей и не запоминает ни одной. После прочтения книги испанского искусствоведа Оскара Мартинеса вы точно начнёте обращать внимание на пороги и двери. Без этих обыденных архитектурных элементов нет и не может быть ни одного здания, однако это далеко не всё, что нужно о них знать. На примере десятков памятников архитектуры Мартинес раскроет, какие смыслы несут в себе созданные зодчими разных эпох порталы и дверные проёмы, от имитирующего священный лес перистиля храма Конкордии до лаконичного входа в школу Баухауза. При этом «Пороги» — не просто краткий экскурс в историю архитектуры. Это местами лирическая ода тому, как двери не разделяют, а связывают между собой пространства и людей. Они свидетели многовекового межкультурного обмена, который важен не только для зодчества, но и в целом для всего человечества.

Салман Рушди. Нож. Размышления после покушения на убийство / пер. с англ. А. Челноковой. — М.: Издательство АСТ: Corpus, 2025. — 272 с.

Роман «Город победы» мог стать посмертной публикацией писателя Салмана Рушди. В августе 2023 года во время выступления на него напал религиозный фанатик, вооружённый ножом. Полученные в результате атаки ранения не только привели к долгой физической реабилитации Салмана и потере глаза. Это событие оставило в нём глубокую душевную рану. Автор «Детей полуночи» понял: пока история с ножом не появится на бумаге, в будущем он не сможет написать ни строчки. Так появился «Нож» — книга, описывающая процесс своего появления. Из неё мы узнаем не только мысли писателя насчёт покушения, и его причин и последствий. Рушди пишет, в чём нашёл опору: это прежде всего люди, бывшие с ним рядом, и не в меньшей степени литература. Биографическая история писателя получилась глубоким размышлением о том, как некоторые события меняют нас, как важно всегда противопоставить насилию любовь и желание жить.  

Никита Смагин. Всем Иран. Парадоксы жизни в автократии под санкциями. — М.: Индивидуум, 2024. — 326 с.

Что мы знаем про Иран? Каждая страна мира окружена своими мифами и стереотипами. В случае Исламской Республики Иран они превратили целую страну в страшную сказку из мира геополитики. На расстоянии она кажется патриархальной религиозной автократией с ядерным потенциалом, где у женщин мало прав, а людей регулярно казнят. Книга журналиста и экс-корреспондента ТАСС Никиты Смагина «Всем Иран» позволяет читателю узнать больше правдивых фактов об иранской жизни. Автор почти десять лет освещал её в своих репортажах и постиг некоторые ее особенности. Одна из главных звучит так: Иран — страна противоречий. Парадоксальным образом именно благодаря, а не вопреки этому иранцы выживают и даже развиваются. В предисловии Смагин сам пишет, что к моменту публикации его работы, это уже чуть другая страна. О переменах в этом государстве вы можете узнать из новостной ленты, но ключи к его пониманию и тенденции развития — только из текста Смагина. «Всем Иран» — очередная удачная находка издательства Individuum в жанре журналистского исследования.

Леви Роуч. Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии / пер. с англ. Евгения Поникарова. — Москва: Альпина нон-фикшн, 2024. — 384 с.

«Империя норманнов» британского медиевиста и историка Леви Роуча — первая книга издательской коллаборации «Альпины нон-фикшн» и «Страдающего Средневековья». В ней рассказывается о рождении и смерти империи нормандцев, одной из величайших и обширнейших в мировой истории. Жители Скандинавии, храбрые викинги, начали свою экспансию в Европу в начале X века и за следующие три века полностью перекроили западную часть карты Евразии. На их примере Роуч показывает: огромные державы и государства могут исчезать с карты мира, но остаётся главное — их культурный вклад. Многочисленные артефакты эпохи норманнских завоеваний, от гобелена из Байё до Даремского собора — вот то, что позволяет некогда великой империи норманнов существовать по сей день как основе современной Европы.

Жорж Вигарелло. Метаморфозы жира: История ожирения от Средневековья до XX века / пер. с фр. Ольги Панайотти. — М.: Новое литературное обозрение, 2024. — 344 с. 

В серии «Культура повседневности издательство» издательства «НЛО» вышла ещё одна работа Жоржа Вигарелло, автора «Искусства привлекательности» и «Истории усталости». Французский историк и социолог вновь обращается к теме телесности, но на этот раз с точки зрения отношения к полноте. В XXI веке появился бодипозитив, порой ошибочно называемый пропагандой ожирения. Его не пропагандировали ни в прошлом, ни сейчас. Люди предыдущих эпох воспринимали своё тело и его габариты очень по-разному. Жир был всегда. В Европе в разное время он свидетельствовал о невоздержанности, лени, безволии или болезни, с ним боролись выпусканием «воды и воздуха», диетами или корсетами. Вигарелло показывает, как развитие культуры, науки и техники повлияло на отношение к телу. Об этом говорят собранные им свидетельства очевидцев, примеры из литературы и изобразительного искусства. «Метаморфозы жира» — правдивая летопись стигматизации полных людей, которые с течением веков всё дискомфортнее ощущали себя в обществе и собственном теле.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе