Non/fiction соединила литературу и искусство

Корреспондент «Культуромании» хотела найти что почитать, а нашла, на что посмотреть.

Весенний Non/fiction проходил с 6 по 9 апреля 2023 года в Гостином Дворе. Главная тема книжной выставки звучала как «Новые формы существования текста». Вот их и пытались найти организаторы. Скачок в развитие информационных технологий радикально изменил нашу жизнь, а, значит, и искусство, и книжную отрасль. Появились электронные книги и библиотеки, аудиокниги, личные медиа, экосистемы. Предметы искусства сегодня выставляются в виртуальном пространстве, а некоторые художники взяли в руки не кисти, а программное обеспечение. 


Обычных издательств на ярмарке было меньше, чем обычно. Причина банальна — не хватает средств участвовать в каждой крупной книжной выставке. Не явились даже некоторые московские издательства, что присутствовали на зимнем Non/fiction, что уж говорить о петербургских. Возможно еще и поэтому искусство, включая дизайн книг и просто дизайн, стало еще одним смысловым средоточием ярмарки. 

«Культуромания» заглянула на стенд издательства «Бомбора», он был увешан обложками книг, созданных с помощью искусственного интеллекта. Обложки приковывали взгляд, но было в них нечто пугающее, нечеловеческое. Жизнерадостная девушка, работающая в этом издательстве, рассказывала «Культуромании» о том, как ей работалось с ИИ. 

— Эти обложки мы создавали с помощью двух нейросетей. Первой дали названия книг и их аннотацию и нейросеть выдала описание обложек. Мы выбрали самые понравившиеся и уже в другую нейросеть загрузили описание обложек. Искусственный интеллект «придумал» нам разные варианты. И уже мы выбрали понравившиеся. Конечно, сам по себе ИИ не может создавать произведения искусства, он лишь инструмент в руках человека. Лично мне результат нравится, но все же это работа дизайнера, а не алгоритмов, — поделилась она. 

Надо сказать, что Non/fiction особое внимание уделил формам взаимодействия литературы с различными областями культуры и научного знания. Так, было организовано выступление специалиста по искусственному интеллекту и машинному обучению Сергея Маркова «Нейросети как творцы. Искусственный интеллект в искусстве». Художник Ростан Тавасиев, работающий в проекте «Искусство в космосе. Как и зачем?», прочел лекцию о современном искусстве и его связью с наукой. Университет ИТМО и вовсе провел круглый стол «Art&Science как подход к децентрализации знания».

Между книжными стендами разместилась «аллея» Science Art, на стенах «висели» виртуальные работы художников из Сколтеха. Эта дорога привела корреспондента «Культуромании» к еще одном пространству искусства — проекту «Книга букв». В нем были представлены работы финалиста конкурса искусств и дизайна Arte Laguna Prize (Венеция) 2022 года художника Ивана Языкова. Много лет назад Языков решил создавать графическую серию импровизаций на тему русского алфавита «Книга букв». Художник создает тушью иную реальность, насыщенную шифрами и фантастическими образами. Если вы не увидели эту экспозицию — не грустите, автор планирует издать свой алфавит в виде книги. 

Ярмарка достаточно масштабно представила и «Дизайн». Прошли дискуссии и круглые столы, на которых обсуждалось, как дизайн и искусство трансформируют действительность и влияют на восприятие зрителя. Не обошлось и без искусственного интеллекта. Так, состоялся круглый стол «Искусственный интеллект в креативных индустриях». Рассказывали об актуальных способах использования ИИ в дизайне, моде, маркетинге и управлении креативными процессами. В качестве модератора всех мероприятий выступил куратор раздела «Дизайн», руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ Арсений Мещеряков.


Художница, академический руководитель программы «Дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Александра Кузнецова поговорила с «Культуроманией» о том, можно ли считать дизайн искусством.

— Дизайн редко переходит в искусство, но иногда случаются немассовые вещи, немейнстримные вещи — авторский дизайн, скажем, тогда он становится искусством. Но дело не в этом, а в том, что граница между искусством и неискусством стала очень зыбкой. Никто вам точно не скажет: это — дизайн, а это — искусство. Мы живем в междисциплинарное время. Думаю, что причиной размытости границ стала индустриализация искусства, сейчас оно в основном является частью глобальной экономики. Но дело и в том, что дизайн заходит на несвойственною ему территорию, например. социальных проектов и приобретает новый для него посыл, — рассказала она.

По мнению Кузнецовой, в искусстве есть тенденции к цифровизации, например, созданию метавселенных. Но это не означает, что оно станет виртуальным. «Наоборот, я вижу, что появляется все больше интереса к традиционным формам искусства. Что касается использования в работе художника нейросетей, то я считаю, что важно их использовать не сами по себе, а как инструмент. Думаю, что сейчас все наиграются модными картинками, которые создает ИИ, а потом все станет на свои места. Нейросети останутся лишь еще одним инструментом дизайнера, художника», — обнадежила собеседница.

Автор
Елена Сердечноваю. Фото: Редакция
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе