Мудрый да знает «Меру»

О новом ярославском «толстом» журнале

– Говоря о современном литературном процессе, нельзя не упомянуть недавнее ярославское начинание: выпуск литературно-художественного журнала «Мера». У меня в руках первый и второй номера, ждём третьего.

– О? А можно посмотреть? Можно взять почитать? А где его найти?

Так реагируют на представление альманаха студенты-журналисты. Причём разного возраста: и уже практикующие, и совершенно молодые, те, о ком обычно подозревают, что они вообще ничего не читают и не знают, кроме своих айфонов, айпадов и прочих айпонтов.

На лекции, конечно, не хватило бы времени подробно разобрать все опубликованные в «Мере» тексты. Студенты не записывают под диктовку фамилии наиболее ценных, по версии преподавателя, авторов и не упражняются, по моей указке, в критическом разборе тех, кто этого, по справедливости говоря, заслуживает. Свою задачу я вижу в том, чтобы объяснить: произведения вообще делятся не на хорошие и плохие, а на те, которые нравятся нам – или кому-то другому. Это надо держать в голове, когда судишь о современной литературе, и надо разбираться, почему так.

Каждый номер «Меры» даёт юным умам не только пищу для чисто художественного восприятия. Юношество, с высоты своего космополитично-виртуально-неформального понимания жизни, с интересом открывает для себя сюжеты и отношения вокруг самой журнальной кухни.

Оказывается, что писатели в провинции, увы, тратят силы не только на творческое вдохновение, но и на хронические распри: собранные под одной обложкой, «почвенники» не любят «интеллектуалов» и «авангардистов» и наоборот.

И что существует категория литературных ископаемых, которые в своё время как бы обслуживали советскую идеологию, а ныне как бы несут православные ценности.

Что есть и молодые таланты, у которых иной раз одна строчка и живее, и художественнее, чем целый воз морали у различных заслуженных членов. Хотя есть и вечные молодые, с вечной пубертатной проблематикой. Но что старики тоже есть нормальные, не занудные, если тоже о нежной душе и о любви.

Что критики, хоть вроде и умные, тоже иногда пишут, мягко говоря, о чём не знают.

И что, в общем-то, важно не это. А важно и хорошо то, что этот журнал у нас, наконец, появился. Потому что привыкли мы называть себя культурным центром, а для этого нужны постоянно подтверждаемые основания.

И ещё одна важная вещь, которую усваивают студенты, в том числе будущие арт-журналисты и критики: чтобы квалифицированно судить о тексте, его надо всё-таки обязательно прочитать, причём от начала до конца. И можно поздравить редакционную коллегию, можно поздравить опубликованных авторов: молодёжь действительно читает «Меру».



Анастасия Маслова, преподаватель, редактор

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе