Ярослав СМИРНОВ. Неизвестный рассказ Леонида Трефолева (№1/литературное краеведение)

Казалось бы, такие фигуры нашего общественного и исторического достояния, какой был и остается для Ярославля и всего Ярославского края поэт, журналист, историк Леонид Николаевич Трефолев (1839— 1905), уже давно должны были не оставить исследователю и надежды отыскать о них что-то новое — узнать еще неузнанное, открыть неизведанное. Впрочем, опыт архивиста и источниковеда меня, к счастью, постоянно убеждает, что на этом пути могут являться удивительные открытия. Вот и сегодня, в начале XXI века, Леонид Николаевич преподносит нам сюрприз — открывает еще одну неизвестную страничку своего творчества.

В конце 1990-х годов мне посчастливилось привезти из Москвы в Ярославль архив известного советского историка, профессора МГУ Сергея Сергеевича Дмитриева (1906— 1991). Вернее сказать, в предоставленной части личного архива сохранилось то, что имело непосредственное отношение к нашему городу — малой родине видного ученого. И все это Игорь Сергеевич, сын и наследник историка, счел возможным и необходимым передать на вечное хранение в Государственный архив Ярославской области.

Какие жемчужины удалось обнаружить среди почтенных бумаг этого во всех смыслах любопытнейшего архива! Ярославцам, любящим и интересующимся историей своего родного города, уже трудно представить нашу местную историческую литературу без воспоминаний отца историка — Сергея Васильевича Дмитриева (1875—1949), редкостного мемуарного источника о жизни Ярославля на рубеже XIX—XX веков. Особый дар мемуариста позволил увидеть и подметить частное, зафиксировать «вкусные» детали ушедшей повседневности, показать выразительный срез быта провинциального общества, купеческо-мещанской среды, выстроить целую панораму персонажей и типов «патриархальной» городской жизни накануне мощных социальных потрясений и перемен. Впервые опубликованные в Ярославле десять лет назад (Дмитриев С. В. Воспоминания / вступ. ст. и коммент. Я. Е. Смирнова; подгот. текста А. М. Рутмана. Ярославль: Александр Рутман, 1999. 392 с.), эти мемуары стали дороги не только ярославцам, с интересом изучающим и с удивлением открывающим исчезнувший «текст города». Заметен интерес к воспоминаниям и со стороны профессиональных историков, в том числе зарубежных. В одной из рецензий, опубликованной в немецком научном историческом журнале, книга ярославских мемуаров была названа подлинным открытием, уникальным документальным источником в историческом контексте провинциальной России.

Ах, сколько еще удивительных открытий скрывает щедрый дмитриевский архив! Но одно из них — уже перед вами, дорогой читатель! Подлинная рукопись Л. Н. Трефолева «Рассказ о том, как даниловцы по канату ходили. (Исторический анекдот)» была обнаружена в архиве профессора Дмитриева.

Читатель непосвященный, пожалуй, удивится такой оказии: каким образом столичный ученый стал обладателем раритетной рукописи провинциального литератора? Ответить на этот вопрос довольно просто. Будучи еще молодым человеком, Сергей Дмитриев с большим энтузиазмом участвовал в краеведческом процессе 1920-х годов (кстати сказать, не без судьбоносного влияния замечательного «ярославского старожила», архивариуса Илариона Тихомирова, которого молодой ученый, в свою очередь, почитал своим учителем), и темой его первых исследовательских штудий являлось творчество Л. Н. Трефо-лева.

Бывая в доме у потомков Леонида Николаевича, начинающий краевед знакомился с сохранившейся его пе-репиской с редакторами исторических журналов — историками Петром Бартеневым, Михаилом Семевским, Сергеем Шубинским. Значительную часть этих «эпистолий» Дмитриев смог тогда же опубликовать. В те времена в семейных архивах многих ярославцев можно было отыскать интереснейшие документальные свидетельства о безвозвратно канувшей «дореволюционной» эпохе. Не редкостью были и рукописи знаменитого поэта-демократа, историка — рядового служащего губернского земства. Их-то и собирал, спасая от возможной утраты, краевед-археограф. В 1929 году Сергей Дмитриев покинул Ярославль, и с тех пор его судьба была связана со столицей. Всю свою жизнь ученый, плодотворно занимавшийся изучением истории культуры и общественного сознания России XIX столетия, бережно хранил многие ярославские материалы, в том числе и эту порядком обветшавшую от давности времени трефолевскую рукопись.

В публикуемом рассказе о «даниловцах-самоварниках» читатель с легкостью узнает литературное перо Трефолева — живое, бегущее скороговоркой и всегда ироничное, с эдакой хитрецой подтрунивающее над стариной. Публицистическая заостренность «старинных» рассказов зачастую оказывалась для писателя-историка формой и способом намекнуть на «вопиющую» современность. Вообще жанр исторического анекдота был для Леонида Николаевича любимым, ходким, он частенько и факты в архивных документах выглядывал соответствующие — курьезные, смеху подобные. А это уж, как говорится, свойство натуры, личности человека, что сполна отразилось в литературном наследстве нашего даровитого сочинителя. И вновь открытый рассказ о даниловцах — тому не исключение.

Была ли предлагаемая вашему вниманию миниатюра когда-либо опубликована самим автором? Однозначный ответ дать сложно. Во всяком случае ни в одной библиографии Л. Н. Трефолева эта публикация не значится. Нет ее и в списке из 101 статьи его собственных и других ярославских «старинариев», который он еще в 1876 году предъявлял редактору «Исторического вестника» Шубинскому в виду предполагавшегося тогда ими обоими к выпуску сборника «Ярославская старина» (замечу, самого раннего в историографическом ряду с таким названием).

Впрочем, уже из первых строк ярославского «исторического анекдота» становится понятно, что обращен он был к вполне определенному читателю — «россиянину, который

на нижегородскую ярмарку прибыл». Очевидно, здесь и кроется разгадка этого неизвест-ного (или забытого?) трефолевского произведения. В 1880-х годах литератор активно сотрудничал с печатным изданием знаменитого всероссийского торжища — «Нижегородской почтой» и не раз просил своего друга, ростовского купца Андрея Титова, быть посредником и ходатаем за него в редакции этой газеты… «ради презренных четвертаков».

Так это или нет и верна ли моя догадка, — ответить поможет только специальное исследование, проведенное на основе изучения документов архивных и библиотечных хранилищ. Однако независимо от ее доказанности мы счастливы вновь прикоснуться к творческому наследию одного из самых ярких ярославских краеведов XIX — начала XX века через обретение его подлинной рукописи.

Для архивиста и исследователя прошлого, пожалуй, ничто не может сравниться с волнующим обаянием «живого» исторического документа.

 

Ярослав СМИРНОВ,

заведующий отделом Государственного архива Ярославской области, главный редактор журнала «Ярославская старина»

Поделиться
Комментировать