Литература без крыши

Чиновники предложили газете «Литературная Россия» выметаться на улицу.
Ещё не забылся скандал с журналом «Москва», который столичные чиновники в Год Литературы собирались фактически выбросить на улицу, и вот в схожей ситуации оказалось одно из старейших изданий страны — «Литературная Россия».
Выпуски газеты «Литературная Россия» 
(Фото: avito.ru)


К счастью, «Москву», которой отказали в продлении аренды, удалось отстоять благодаря поддержке писательской и не только общественности. Внесла тогда свой вклад и «Свободная пресса». Главный редактор нашего издания Сергей Шаргунов написал статью в поддержку патриотического «толстого журнала».

Спустя всего несколько месяцев снова приходится поддерживать коллег, которым московские чиновники без всякого объяснения отказываются продлевать аренду в более чем скромном помещении на Цветном Бульваре, не предлагая при этом никаких альтернативных вариантов.

Только, по всей видимости, отстоять «Литературную Россию» будет непросто. Слишком многих сильных мира сего задевала газета в своих публикациях, не страшась называть конкретные фамилии, на что сегодня решится далеко не всякое куда более влиятельное издание. В этой борьбе с чиновничьим равнодушием и беспределом есть даже что-то донкихотское, мне лично симпатичное.

Нередко задевает газета и самих писателей, не всегда делая это «аккуратно». Но с другой стороны, «Литературная Россия» даёт на своих страницах возможность ответить практически всем несогласным с критикой.

Главное, за что, по всей видимости, хотят наказать газету её явные и тайные недоброжелатели — неравнодушие. Качество в наше время не только не модное, но и опасное.

«Свободная Пресса» обратилась за разъяснением ситуации к главному редактору «Литературной России» Вячеславу Огрызко.

— Ещё 8 декабря 2015 года мы подали документы в Департамент городского имущества Москвы для продления аренды нашего помещения. Это, к слову сказать, дышащая на ладан пристройка в здании на Цветном Бульваре, построенном больше 100 лет назад. Сюда нас переселили в 2003 году. Продлевать аренду нам приходится каждые 4 года. Не буду описывать все мытарства в общении с чиновниками департамента, пришедшиеся на конец Года литературы и начало нынешнего года. Скажу лишь, что 12 февраля за подписью некоей С.В. Смирновой из департамента пришла бумага. Тогда нам казалось, что в отношении нас даже была проявлена определённая гуманность. Нам пообещали с 15 февраля чуть-чуть снизить стоимость аренды с учётом износа пристройки. Мы, естественно, как это требовалось, всё подписали, оформили и отправили, и стали ждать, как нам казалось, простой формальности. Однако после длительного молчания 7 апреля мы получили документ за подписью заместителя начальника Департамента горимущества Москвы К.С. Пуртова, в котором сказано: «Основания для переоформления договора аренды на новый срок отсутствуют». И всё — больше никаких объяснений. Таким образом, «Литературной России», и журналу «Мир Севера», который так же издаёт наша редакция, предложено выехать из помещений без предоставления каких-либо других альтернатив.

«СП»: — У вас есть предположения, почему позиция Департамента городского имущества так резко поменялась?

— Мы практически в каждом номере публикуем критические статьи, задевающие сильных мира сего. Не исключаю, что последней каплей стала публикация о том, что строительство Ельцин-центра в Екатеринбурге было не лучшим способом потратить 7 миллиардов рублей в наше не самое благополучное в финансовом плане время. Притом, что в России нет центров, посвящённых, скажем мягко, куда более выдающимся людям, чем был Борис Ельцин.

«СП»: — Раньше у вас были проблемы с продлением аренды?

— С той поры, как нас переселили — нет. Аренду продлевали, можно сказать, автоматически. Правда, в последние годы процесс согласования стал более сложным и затратным по времени. Тем не менее, перед нами никогда не маячила перспектива оказаться на улице. А сейчас чиновники даже не удосужились придумать причину, по которой хотят нас выселить.

«СП»: — Если «Литературную Россию» всё же выселят из помещения на Цветном бульваре, какие могут быть последствия?

— У нас просто нет запасных вариантов. Нам придётся прекратить выпуск газеты. Но я всё же надеюсь, что высказывание Владимира Путина на заседании Общества русской словесности о том, что в стране надо поднимать уровень грамотности, уровень современной литературы не останутся пустыми словами.

Получается, что, скажем так, неуклюжие действия чиновников Департамента городского имущества Москвы дискредитируют нашего национального лидера, уводят от решения поставленной задачи. У нас перед глазами обнадёживающий пример с журналом «Москва». Именно благодаря общественности это издание сумело сохранить за собой историческое помещение и вообще не закрыться. Насколько мне известно, мэр Сергей Собянин лично проводил совещание с ответственными чиновниками, на котором выяснял, как же так получилось, что все обращения проходили мимо него.

Мы выпустили в четверг номер, полностью посвящённый нашей проблеме. Нас уже поддержали писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, Ассоциация распространителей периодической печати, писатель Еремей Айпин, Мария Арбатова, писатель, главный редактор «Свободной прессы» Сергей Шаргунов и другие. Это люди самых разных литературных и политических направлений. Мы им благодарны за неравнодушие. Некоторые наши читатели даже звонили и говорили, что они готовы участвовать в пикете в поддержку «Литературной России».

Тревожная новость настигла меня в Питере, где с некоторых пор перестали выходить городские ежедневные газеты — «Смена», «Вечерний Ленинград», «Невское время», — говорит главный редактор «Роман-газеты» Юрий Козлов. —  Вот теперь и редакцию «Литературной России» выгоняют из обшарпанного подсобного особнячка на Цветном бульваре. Каждый, кто там бывал, знает в какой библейской нищете пребывает газета, продолжающая выходить исключительно благодаря энтузиазму сотрудников, давно забывших, что такое нормированный рабочий день, нормальная зарплата, премии, отпуска и так далее. И это второе после «Литературной газеты» общенациональное издание российских писателей!

«СП»: — У вас есть предположения, чем не угодила «ЛитРоссия» чиновникам?

— Чиновникам, думается, газета по барабану, потому что она вне живых денег. С неё нечего взять. Да и убогое с убитыми коммуникациями здание не представляет особенного интереса. Скорее всего, какому-то стоящему на более высокой ступеньке вертикали власти персонажу (из многих и многих задетых газетой) прискучило досадно-въедливое внимание со стороны хоть и малотиражной, но непонятным образом каждую неделю выходящей «Литературной России». Главное же, выставляемой в интернете и неконтролируемо просачивающейся в аналитические (для высокого руководства) обзоры прессы. Был, видимо, послан соответствующий сигнал, который бюрократическая стихия не могла проигнорировать. Можно по-разному относиться к «Литературной России», к её разухабисто-удалому и далеко не всегда корректному способу подачи материалов. Но нельзя отрицать того, что газета, пусть даже иногда в экзотической форме, ставит проблемы, которые волнуют писательскую общественность. Что характерно, путь на её страницы открыт и тем, кто не согласен с позицией редакции. Это крайне редкое явление в наше время. Многие материалы «Литературной России», прежде всего, основанные на архивных документах исследования Вячеслава Огрызко, представляют собой методологическую ценность. В противостоянии с чиновным и прочим беспределом газета отличается беспрецедентной смелостью, оставаясь при этом, в общем-то, на государственных позициях. «Литературная Россия» неустанно, как нашкодившего кота, тычет носом власть в Конституцию, где чёрным по белому написано, что Россия — социальное государство, что собираемые с населения налоги должны расходоваться во благо всего общества.

Применительно к литературным изданиям речь идёт о том, что по линии профильных управленческих структур бюджетная (то есть за счёт налогоплательщиков, в том числе, читателей газет и журналов) поддержка оказывается в основном редакциям либерального направления. Другие же, стоящие на государственных, патриотических позициях издания распределителями грантов в упор не замечаются. Каждый номер «Литературной России» по своему идейному, конспирологическому, критическому наполнению выглядит как последний. Можно, конечно, воспринимать их как странных чудаков. Но они по большому счёту отстаивают нашу общую свободу говорить, писать, думать о том, что мы считаем важным и нужным.

— Сегодня многие литературные издания испытывают подобные проблемы, — говорит писатель Денис Гуцко. — Например, очень зыбкое положение у журнала «Дружба народов». Не могу сказать, что я разделяю редакционную политику «Литературной России», однако считаю, что должно быть разнообразие литературных изданий, сохраняющих традиции серьёзного отношения к художественному слову. Если существует либеральный «Сноб», то должна существовать и диаметрально противоположная по своей позиции «Литературная Россия». Таким образом, и получается «многоцветье» литературной жизни.

Здесь есть и ещё один важный аспект — «Литературная Россия» продолжает выходить на бумаге. Я знаю, что есть люди, и их не так мало, которые просто не могут воспринимать художественные тексты с монитора, им нужна бумага, нужно перелистывать страницы. Поэтому нужны особые меры поддержки «бумажных» СМИ. Вместо этого такое ощущение, что по ним решились пройти катком, чтобы закатать в асфальт всё, что ещё уцелело.

Лицемерие чиновников заключается в данном случае и в том, что нам говорят о необходимости повышения культуры общества, а старейшие литературный издания оказались при этом на грани выживания.
Автор
Алексей Полубота
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе