ЛИБЕРАЛЬНЫЕ И ВОРЫ: Художник Максим Кантор выступает как прозаик

Уже первый том Максима Кантора можно сравнивать — и по объему, и по числу персонажей — с атласом вымирающих животных.

История о том, как английские спецслужбы с помощью друга покойного немецкого фюрера готовят новый «болотный митинг» в Москве.

Поразительный все-таки человек художник Максим Кантор! Когда читаешь его интервью и статьи, где он обличает то скверну авангардизма, то погрязший в пороках Запад, то российских буржуев с лоснящимися от фуа-гра губами, воображаешь, что этот творец прекрасного ни на шаг не отступает от традиций русских передвижников и при этом, конечно, живет в Урюпинске, перебиваясь с хлеба на квас. Однако вдруг узнаешь,что громокипящий обличитель мира чистогана, мягко говоря, не беден и обитает в Лондоне. А если бы вдруг ожил Илья Репин и увидел, какую живопись выставляет в галереях Берлина или Венеции сей отчаянный борец с авангардом, то просто развел бы руки в удивлении, бормоча что-нибудь вроде: «Ручки, ножки, огуречик — вот и вышел человечек...»

Впрочем, российским обывателям, которые покупают ручки в канцелярском отделе супермаркета, ножки — в мясном, а огуречики — в овощном, живопись Максима Карловича обычно не по карману. Поэтому-то в наших краях художник выступает как прозаик. Аннотация к его новой книге обещает «живое полотно, в которое вплетены и наши судьбы», но всякий, кто раскроет роман, угодит в сумку обезумевшего кенгуру: повествование так резво прыгает во времени и пространстве, что даже у человека с отличным вестибулярным аппаратом голова пойдет кругом.

Вот только что российская богема XXI века вкушала деликатесы во французском посольстве, и затем — раз! — мы в гуще сражения Великой Отечественной. Опять флешбэк — Тухачевский усмиряет Кронштадт. Снова прыжок — и Гамарник в середине 1930-х чавкает холодцом. Он еще не доел, а нас уже занесло в Германию 1920-х, где пишется «Майн кампф». Потом безумный кенгуру отпрыгнет в год Версальского договора, чтобы затем, заскочив в наши дни, опять вернуться на поле брани... Автору до того не терпится поделиться мыслями о Тридцатилетней войне, драмах Лессинга, крестовых походах, Парижской коммуне и пр., и пр., что герои романа, выпучив от усердия глаза, читают друг другу лекции, пересыпанные именами, цифрами, датами и цитатами. В результате уже первый том (всего их обещано три) можно сравнивать — и по объему, и по числу персонажей — с атласом вымирающих животных или телефонным справочником столицы.

Возможно, размеры «Красного света» могли бы оказаться не столь устрашающими, если бы России не угрожали две беды — либералы и интеллигенты. Эти зловредные насекомые вызывают такой душевный зуд у романиста, что он на протяжении всей книги расчесывает больную тему, поминая врага чуть ли не в каждом абзаце: интеллигенты «всецело на стороне воров», «воры придерживаются либеральных взглядов», «отношения интеллигенции и воров сделались любовными», «интеллигенты привыкли к тому, что их знакомые — воры и убийцы», «интеллигенты сами стали ворами» и так далее. Ельцина автор называет «обкомовским либералом» и сравнивает с Гитлером, зато известное сравнение Сталина с тем же Гитлером для романиста — кощунство и провокация. Проникая мыслью в суть вещей, он объясняет причину нынешних нападок на генералиссимуса: «Не было ненавистнее строя для воров, чем социализм, и воры разрешили интеллигентам свести счеты со Сталиным». А почему приключенческая литература так популярна в России? Да потому, что «любимый жанр воров — детектив».

От автора, сделавшего упомянутое выше открытие, не ожидаешь, что сам он ступит на тропу воровского жанра. Однако Максим Карлович намерен бить врага в его же логове: именно детективный стержень должен скрепить клочки расползающегося сюжета. Какие обстоятельства могут, по-вашему, связать майора английской разведки, шофера татарской национальности, столетнего нацистского преступника, прогрессивного галериста, скромного прокурорского работника и лидеров российской оппозиции? Да все просто. Убийца шофера — один из руководителей оппозиции; следователь, преодолевая козни олигархов, ищет виновного; а тем временем английские спецслужбы с помощью друга покойного немецкого фюрера готовят новый «болотный митинг» в Москве, рассчитывая на скорую победу либералов...

Бред? Натурально. То, что подобное произведение выпущено четырехтысячным тиражом, неудивительно: чего у нас только не выпускают и не номинируют на литпремии! Любопытно другое: откуда возьмутся четыре тысячи читателей? Рабочий класс и колхозное крестьянство едва ли сумеют продраться сквозь специфический канторовский стиль, а интеллигенция, если верить романисту, занята митингами и добыванием бабла и вообще «читать разучилась». Автору остается уповать только на название книги: авось какой-нибудь начинающий автомобилист второпях примет ее за инструкцию по Правилам дорожного движения. Ну или, скажем, обладатель турпутевки в Голландию перепутает том Кантора с путеводителем по амстердамскому кварталу красных фонарей.

АВТОР: РОМАН АРБИТМАН

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе