В ветхом холле кинотеатра, на удивление, тепло и уютно. Он весь заполнен людьми самого разного возраста. Шумная компания малышей в народных костюмах преграждает мне дорогу. Увлеченные игрой, они не замечают никого вокруг. Наконец, прорвавшись сквозь это шумную кутерьму, я оказываюсь в конце длинной очереди. Она ведет к маленькому столику, за которым Галина Львовна Дайн принимает цветы и раздает автографы.
Книга Г.Л.Дайн «Пишу об игрушке» — пятая в планирующемся 10-томном издании. Галина Львовна писала о тряпичной кукле, о Сергиевом Посаде, о детском народном календаре и современных игрушечниках, сохранивших традицию. В новой книге приведена история развития игрушки в России, но уже не в царские, а в послереволюционные и советские времена. Издание дополнено обширным визуальным рядом. Главные действующие лица — хранители и коллекционеры игрушки (начиная от Н.Д.Бартрама, создавшего Музей игрушки в Сергиевом Посаде).
Эта книга — крик о помощи. Она рассказывает о той борьбе, что вели редкие энтузиасты, вроде самой Галины Дайн, за спасение игрушки и традиций ее изготовления. Сначала речь шла о дореволюционной игрушке, уничтожавшейся как буржуазный пережиток. Затем об авторской и народной, создавать которую вне советских институтов было просто невозможно. Теперь можно говорить и о спасении игрушки российской, производство которой с каждым годом только сокращается. О том, что в скором времени любая отечественная игрушка будет сама по себе являться музейным экспонатом, Галина Дайн пишет уже в предисловии к своей книге.
Игрушка в России — явление уникальное. С одной стороны, есть традиционная кукла, деревянная и керамическая игрушка, богатая история которых уходит своими корнями в архаику.
С другой, есть советская игрушка, многочисленные образцы которой представляют собой подлинные произведения искусства. Это богатое наследие сейчас обращается в пыль. Фабрики по производству игрушки закрываются, а народная игрушка держится на энтузиастах, единичная продукция которых мигом разлетается по частным коллекциям (в основном, зарубежным). Но этой игрушкой уже не играют дети.
То наследие — в виде советской игрушки — что мы имеем, действительно, уникально. Уже с первых лет становления советской власти, правительством было обращено внимание на игрушку. От этого внимания, в первую очередь, пострадала как игрушка традиционная, так и фабричная, произведенная по лучшим европейским образцам. Стояла задача создания нового мира и нового человека, в решении которой главную роль должны были сыграть дети. Собственно детей и предстояло изменить, создавая этот новый мир, в том числе и через игрушку. Уже в 30-е годы был создан институт игрушки в Загорске (Сергиев Посад).
В послевоенные годы любые мысли о переделывании детей по новым классовым стандартам отпали окончательно. Но вот тот фундаментальный подход к рождению игрушки и понимание ее центрального места в жизни ребенка остался.
Помимо искусствоведов и художников, в создании игрушки принимали участие многочисленные педиатры, детские психологи и педагоги. К качеству игрушки подходили с пониманием того, что она должна быть безопасной не только для детских зубов, но и для формирующегося мозга ребенка. Должна развивать, обучать и вызывать исключительно положительные эмоции.
Эстетика выполнения игрушки также задавалась на самом высоком уровне. Имена многих создателей советской игрушки известны, но скорее по их работам, связанным не с игрушкой, а с монументальным и декоративно-прикладным искусством. Так, например, многие дети, а, быть может, и мы с вами качались на лошадках, созданных скульптором А.В. Петровым. Его бюсты героев Советского Союза украшают не один город.
М.В.Ломакина (ученица К.С.Петрова-Водкина), известна большинству как художница, чьи работы украшают коллекцию Государственной Третьяковской галереи. Но мало кто знает, что делом всей ее жизни — было создание кукол, фигурок зверей и птиц, которыми с удовольствием играли дети.
Именно этот подход сделал советскую игрушку столь ценной и не имеющей аналогов. Жаль только, что сейчас это лишь архаизм. Друзьями наших детей становятся роботы, мутанты и другие игрушки, о чьем деструктивном влиянии на детское восприятие мира постоянно говорят как педагоги, так и психологи. С болью об этом же говорила и сама Галина Дайн.
Периодически рождаются идеи законопроектов о поддержании народных промыслов, или о поддержке такого явления как «национальная игрушка», о помощи отечественному производителю игрушек. Все они остаются на бумаге. И ни один производитель на деле не получил никаких льгот от государства. Как следствие, отечественная игрушка вытесняется дешевыми игрушками иностранного производства. И о традициях помнят немногие.
Анастасия Некрасова