Дураки Достоевского

Юрий Айхенвальд пишет про Достоевского в своей книжке (не важно какой*): "Он пьяного чиновника Мармеладова написал так, что Мармеладов отказался бы от его и нашего сочувствия, лишь бы он его не трогал, не обнажал, не заглядывал ему в сердце с таким проникновением и таким дерзновением, на которое человек по отношению к человеку не имеет права. Есть граница, которой не должна переступать и сама жалость. Разве можно так нецеломудренно выворачивать чью бы то ни было душу? И в том, кто, не щадя стыда и наготы своего брата, осмеливается на это, разве можно провести определённую грань между его любовью и злобой? И вообще, простит ли человечество Достоевскому то, что он так осквернил человека?"

Сразу видно, что Айхенвальд человек непьющий, а если пьющий, то как-то зазря, неправильно, не по-русски.

Маремеладов же - был алокоголик.

Он большей частью пребывал не в той терапевтической реальности, что вдоль и поперёк изучена рассудочным Айхенвальдом, в другой. Которая, как говорил другой русский человек-пастернак, не пробы требует с актёра, а полной выпивки, всерьёз. Он не только рад будет, он сам... Ну помните кадр из кинофильма "Собачье сердце"? Пьянчужка, размахнувшись в народном танце, срывает с головы шапку и топчет её ногами. Вот то ж и оно. Шапка - это душа. Её топчут, она крепчает, освобождаясь от субъективистских причуд тела.

Тут бы (по логике последнего поста про футбол) пойти повеситься, но читатели-то, сиротки мои? Думается, Достоевский потому и стал нашим всем, что, докапываясь до "заветного", всё объяснял понятно. 1) Во-первых, это по-русски, рвать на себе рубаху (и никому не стыдно, айхенвальдов не держим); 2) во-вторых, - схема. Только тот образ называем мы в литературе "философским" либо "психологичным", который представляет схему, а не "как в жизни". Показывает больше и проще, чем способна показать жизнь. Тут вам и "художественная условность", и одновременно "секрет успеха". Докопаться до заветных кишок персонажа, препарировать его , попутно - ну а что ж такого-то - умертвив. 

Писатель "ставит диагноз", так я напомню: лучшими диагностами считаются паталогоанатомы, а не, скажем там, терапевты. Жить-то лучше с терапевтами, кто бы спорил, а читать можно и с патологоанатомами, пока не твоя очередь.

Правда, из этого (в продолжение вчерашнего про футбол) следует неизбежно, что Достоевский - писатель для немножко тупых. И ничего. Поэзия должна быть. Всяк из нас туп на своём месте в своё время, в этом-то весь секрет. А Тургенев, скажем, для умных был, так и кто его понимал, Тургенева? Вот давеча мы разбирали в настоящем уютном бложике роман Тургенева "Дым", так кто ж его из современников и потомков (кроме меня) понял? Никто. И пуще всех Достоевский не понял, узрев с непонятно какого перепугу там апологию западничества. Типичная точка зрения дурака на умный роман.

И при всём том, что самое замечательное, Достоевский гений, Тургенев нет.

Дурень - гений, недурень подобен Гамлету с его вечной осторожностью, вечной постмодернистской чувствительностью: "А толку?".

А бестолку. Футбол, потому что футбол, потому что футбол.

______

* Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: Республика, 1994. С. 250

SAY2DAY.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе