Булгаковский музей превратят в литературный парк

«Нехорошую квартиру» будет развивать итальянская команда

Итальянская творческая группа хочет сделать музей, который понравился бы самому Булгакову.

© Андрей Харшак

В Москве подвели итоги конкурса на лучшую концепцию развития музея Булгакова. Победителем стала команда из Италии, предложившая превратить музей и прилегающее к нему пространство в литературный парк.

Конкурс начался в середине июня, к августу было определено 4 финалиста, из которых 8 октября был выбран победитель — команда Ольги Москвиной и Габриеле Филиппини из Италии. Членам жюри понравился высокий технический уровень подготовки команды и хорошее понимание современных музейных технологий, «использующихся в лучших музеях мира». Итальянская команда задумала экспозицию «Нехорошей квартиры» как пьесу, разделенную на действия и сцены. Каждая комната отличается по стилистике, содержанию и наполнению. Также жюри поддержало стремление итальянцев сотрудничать с другими финалистами конкурса, особенно, Мариэттой Чудаковой — председателем попечительского совета музея Булгакова, авторитетным булгаковедом, которая также предлагала свою концепцию развития музея.

В декабре итальянская команда должна будет представить завершенный и подробный вариант концепции. На ее основе департамент культуры Москвы примет решение о назначении нового руководства музея.

Габриеле Филиппини, итальянский архитектор, победитель конкурса

— Необходимо место, где можно рассказывать о Булгакове и его творчестве. И одной этой квартиры на Большой Садовой, конечно же, мало. Мы не говорим только о пространстве. Мы говорим о направлениях, которые необходимо развивать.

У музея должно быть три пространства. Первое — основная площадка музея. Она должна быть сделана для тех людей, которые именно интересуются творчеством Булгакова, знают и любят этого писателя.

Следующая группа – специалисты, критики, исследователи — такие, как Мариэтта Чудакова. Для них понадобится другое, рабочее пространство. Им нужен не музей, а специальный центр документации по Булгакову, где можно будет проводить серьезные дискуссии, научное исследование реликвий. Здесь же должны размещаться специальные хранилища для реликвий, связанных с жизнью и творчеством Булгакова. Таких вещей очень мало, их нельзя выставлять на основной экспозиции, а надо хранить.

И есть еще одно пространство — для людей, которые приближаются к творчеству Булгакова. Возможно, посмотрели фильм, прочитали книгу, услышали о нем где-то. Причины интереса к нему и его творчеству у каждого из таких людей свои.


Команда победителей: (слева направо) Маурицио Морини, Габриеле Филиппини, Джорджо Пантанелли, Ольга Москвина

Очень важно, чтобы в государственном музее Булгакова были бы только проверенные аутентичные документы и вещи того времени. К примеру, если кот Бегемот чинил примус, то примус должен быть именно того времени, а не 1950-х годов. В музее не будет интерпретаций Булгакова. К примеру, фото и кадров из современных фильмов, рисунков на какую-то тему. Там будут только документы, фильмы и фото эпохи писателя. И все это будет сделано определенным образом — по его произведениям.

В отдельном от основной площадки месте будет создан мультимедийный центр, и именно там будут собраны все интерпретации, вдохновленные произведениями Булгакова и там же будут творческие лаборатории для новых интерпретаций.

Нас спрашивают, будет ли в музее кот? Он есть там сейчас, и он останется. У меня дома всегда живут черные кошки. Поэтому кот в музее обязательно будет

Мы намерены использовать интересные идеи остальных финалистов конкурса, а также всех желающих. Сейчас мы готовим план деловых встреч, который будет разделен по темам: по международному общению, финансированию и так далее. На этих встречах мы выслушаем самые интересные идеи. И обязательно включим самые лучшие в концепцию.

По музею у нас достаточно ясное понимание: это место для людей, которые любят, понимают творчество Булгакова и хотят больше узнать о нем. Это приглашение для тех, кто хочет усилить эмоции, полученные от книг писателя. Музей – не коробка с документами, не выставленный каталог. Мы не хотим туда запихнуть всего Булгакова. И ни в коем случае это не должно быть место, задушенное новыми технологиями. Технологии будут включены крупицами.

Этот музей — как пьеса, как рассказ. Нам кажется, что такой музей понравился бы и самому Булгакову, который до самой смерти скрывался в своем литературном творчестве от реальности, трансформировал ее в театр.

Нас спрашивают, будет ли в музее кот? Он есть там сейчас, и он останется. У меня дома всегда живут черные кошки. Поэтому кот в музее обязательно будет.

Татьяна Будицкая, член жюри, специалист по творчеству Булгакова, редактор программ телеканала «Культура»

Для меня после прочтения концепций четырех финалистов стоял выбор между проектами команды Александры Селивановой, куратора выставочных проектов музея Булгакова, и группы из Италии под руководством Ольги Москвиной и ее мужа, архитектора Габриеле Филиппини.

Проект Селивановой мне нравится, заметно, что он вырос по сравнению с заякой на начальном этапе конкурса. Команда хорошо поработала, у нее интересные идеи, кроме того, Селиванова как куратор музея ближе к этому проекту, чем итальянцы. Но у Селивановой при всем моем уважении к ней, есть и определенные недостатки. Кроме того, ей самой сложно было бы реализовать концепцию.


Территория вокруг «нехорошей квартиры»

© 2012 ГБНИУ г. Москвы «МИСКП»

У итальянцев очень крепкий проект в плане музейного менеджмента. Они предложили вполне внятный музей. Сразу понятно, что в нем, как в него прийти, что в нем будет происходить, есть ясность, как проводить экскурсии по предложенной экспозиции.

У них есть немножко «завиральные» идеи, к примеру, они хотят висящие экспозиции. Хотя было бы прекрасно, чтобы в Москве был бы такой объект. Самое главное, что итальянцы позиционируют, что их проект не сможет существовать без участия Мариэтты Чудаковой, председателя попечительского совета музея Булгакова. То, что он приглашают Чудакову в свою команду и отдают ей научную часть музея, — очень правильно. У Чудаковой — более литературная концепция, а вот организовать музей как структуру, как организацию, конечно, ей было бы сложно. Ведь время изменилось, аудитория изменилась. А у итальянцев есть необходимый опыт и судя по их портфолио они — большие специалисты в проектировании музеев. Я ожидаю, что они и дальше разработают свою концепцию в законченный проект.

Они также мудро не открещиваются от музея-театра «Булгаковский Дом». Итальянцы подтвердили, что намерены строить партнерские отношения с ним. Этот музей-театр станет необходимой третьей силой для развития государственного музея Булгакова.

Что предлагали другие финалисты:

Команда Мариэтты Чудаковой, председателя попечительского совета музея Булгакова предложила развивать четыре направления деятельности музея – историческое, литературное, интерактивное и виртуальное. Авторы этой концепции считали квартиру № 50 продолжением повествования Булгакова и подтверждением его подлинности.

Команда под руководством Александры Селивановой, куратора выставочных проектов музея Булгакова, собиралась ориентировать «нехорошую квартиру» на взаимодействие с посетителями. Экспозиция музея в планах Селивановой была двойной: биография Булгакова и его творчество, конечно же, с мистикой.

Творческая группа Николая Голубева, директора музея-театра «Булгаковский Дом» предлагала создать Международный музейный комплекс. Комплекс должен был объединить московский и киевский музеи, музей-театр «Булгаковский Дом» и Театр им. Булгакова. Предлагалось включить в комплекс и скульптуры, выполненные Александром Рукавишниковым. Михаил Булгаков, Иешуа, Левий Матвей, Понтий Пилат и собака Банга, Мастер и Маргарита, автомобиль с грачом-водителем и примус — все эти и другие скульптуры Голубева предлагал установить от Большой Садовой до Патриарших прудов, создав новый экскурсионный маршрут.

Иоланта Качаева

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе