Железнодорожному мосту в Ярославле исполняется 100 лет

6 марта исполняется 100 лет со дня официального открытия железнодорожного моста через реку Волгу в Ярославле – первого железнодорожного моста в России. В 2013 году, 21 февраля по старому стилю (6 марта по новому), исполняется 100 лет со дня официального открытия железнодорожного моста через р. Волгу в Ярославле – первого железнодорожного моста в России, связавшего Москву с северными регионами страны. Его открытие было приурочено к начавшимся в Российской империи масштабным юбилейным торжествам по случаю 300-летия царствования Дома Романовых.
Строительство железнодорожного моста в Ярославле началось в 1910 году, хотя необходимость в нем назрела гораздо раньше. Индивидуальный проект железнодорожного моста в Ярославле был разработан инженером С.И. Ольшевским с учетом передового опыта российского и зарубежного мостостроения. Им были спроектированы 5 речных ажурных полукруглых ферм (пролетов) по 68, 243 саженей (145,6 м) весом по 72803,7 пудов (1 200 тонн) и два береговых пролета по 12,749 26 саженей (20 метров) каждый, весом по 3347,01 пудов (55 тонн). Железнодорожная колея предполагалась одна, для пешеходов внутри пролетов по обеим сторонам пути имелись два тротуара. Для конных экипажей проезд не предусматривался.
21 февраля 1913 года (по старому стилю) в день 300-летия царствования Дома Романовых состоялось торжественное открытие моста. Во втором часу дня после совершения крестного хода мост освятил архиепископ Тихон. Въезд на мост был перегорожен лентой цветов национального флага. Ярославский губернатор граф Д.Н. Татищев, разрезав ленту, объявил мост открытым, после чего был подан стоявший на том же левом берегу поезд с пассажирскими вагонами, украшенный национальными флагами. Ярославская газета «Голос» от 22 февраля (7 марта) 1913 года сообщала, что «поезд очень тихим ходом прошел через весь мост и двинулся дальше по направлению к станции Ярославль-город...
Во время пребывания императорской семьи в Ярославле 21 мая 1913 года, Николай II осмотрел и одобрил новое сооружение, а 31 мая 1913 года по всеподданнейшему докладу господина министра Путей Сообщений железнодорожному мосту через реку Волгу у г. Ярославля было присвоено наименование: «Мост императора Николая II». В народе мост стали называть Императорским, Николаевским или Романовским. Его изображения появились на почтовых открытках начала XX века как одной из главных достопримечательностей Ярославля.
За 100 летнюю историю своего существования железнодорожный мост пережил много событий.
Во время белогвардейского мятежа в городе в июле 1918 г. он был захвачен белогвардейцами, которые под натис¬ком частей Красной армии попытались взорвать мост, но этому помешала вне¬запная атака красноармейцев. Следы от пуль и снарядов еще долгое время напоминали об ожесточенных боях, проходивших за эту переправу через Волгу.
В годы Великой Отечественной войны мост имел чрезвычайно важное стратегическое значение: через него на фронт двигались составы с войсками и боевой техникой. Немецкие «Юнкерсы» не раз пытались взорвать его, но, благодаря охране спе¬циального авиационного полка и зенитной батареи, этого не произошло. В определенной степени этому способствовал и деревянный мост-дублер. Его строительство было закончено, видимо, в начале 1942 года. Всю войну резервный мост был готов прийти на помощь Императорскому. Разобрали временную мостовую переправу в 1948 году.
В советский период мост продолжал оставаться «особо охраняемым объектом». Переход на другой берег Волги для горожан по нему был закрыт. Жители Ярославля вновь, по старинке, пользовались паромной переправой вплоть до 1966 года, когда открыли мост автомобильный (Октябрьский) с пешеходными путями.
Большой запас прочности опор позволил в 1970-1972 гг. возвести вторую часть моста, до этого одноколейного. Работы производил Мостотряд №6. Новый мост стал одним из детищ девятой пятилетки. В честь 50-летия СССР мостостроители приняли решение: на строительстве моста выполнить дополнительный объем строительно-монтажных работ на 1 млн. рублей, а объект полностью ввести в эксплуатацию в день юбилея СССР – 30 декабря 1972 года. На соцсоревнование под девизом «Мост сдаем досрочно!» был вызван коллектив Воронежского завода мостовых конструкций, чтобы исключить задержку поставки конструктивных элементов.
В 2003 – 2005 годах Мостоотрядом № 6 была проведена последняя реконструкция пролетных строений. Дореволюционные полукруглые фермы были демонтированы и заменены на новые, трапециевидной формы. Одна из ферм старого моста была разделена на фрагменты для пополнения коллекций музеев.
 Источник
Поделиться
Комментировать