Особенности ярославского бренда

Городская власть приступила к разработке концепции бренда города. На прошлой неделе в мэрии прошел «круглый стол» «Брендинг Ярославля – путь от идеи к воплощению», на котором представители профессиональных сообществ Ярославля – предприниматели, тур-операторы, ученые, журналисты – обменялись мнениями на эту тему.
Окно из Европы
Активным поиском бренда заняты сейчас все российские регионы, работу курирует Минэкономразвития. И это понятно: хороший бренд может принести городу дивидендов не меньше, чем развитая промышленность. Кстати, промышленность тоже может стать брендом той или иной территории. И пример тому – финская деревушка Нокиа, которая стала мировым брендом. Так что же такое бренд города? И как найти удачный? При более упрощенном подходе бренд территории – это некая система символов или смыслов, сочетающая внешний имидж и узнаваемость территории за ее пределами. И здесь самый распространенный пример – исторические бренды. Как ни прозаично это звучит, на своей древней истории зарабатывают деньги многие европейские города – Венеция, Рим, Париж, Лондон, Барселона. При этом жители гордятся древней историей родных городов, знают ее и без помощи гида могут провести экскурсию по самым интересным местам. 
В мире опыт формирования брендов насчитывает уже немало лет. В России эта работа в общем-то только началась – всего около восьми лет российские регионы определяют свою идентичность. Считается, что четкими, узнаваемыми брендами обладают Москва и Санкт-Петербург. Однако и в этих городах идет активное формирование новых брендов. Например, Санкт-Петербург позиционирует себя уже не «окном в Европу», а «окном из Европы в Россию». Прежние бренды устарели, и российские города нуждаются в ребрендинге.

Столица Золотого кольца
По мнению многих специалистов, такая же история и с Ярославлем: бренд «столица Золотого кольца» гремел в 60-е годы прошлого века и многие годы в постсоветское время. Однако сейчас, когда появилась возможность привлекать инвестиции и новые технологии, запускать новые производства, он также требует обновления и дальнейшего развития.
– Ярославль сейчас имеет несколько брендов, – считает заместитель мэра Ярославля Олег Виноградов. – «Ярославль – столица Золотого кольца», «Древний город, устремленный в будущее», «Ярославль – деловой центр». Но нет стержня, который объединил бы эти бренды, связал бы их воедино. 
По мнению руководителя управления маркетинга ярославского филиала МЭСИ Ирины Ивановой, Ярославлю как областному центру необходим масштабный проект по формированию бренда. Ведь наш город – не Углич, не Мышкин и не Великий Устюг, которым достаточно одного узнаваемого сказочного бренда. Ярославль – многогранный, многослойный город, и узкого бренда, направленного на одну целевую аудиторию, ему мало, так как он не задействует все слои населения и все городские интересы.
С другой стороны, из всех российских регионов Ярославль находится сейчас в наиболее выгодном положении – во-первых, узнаваемость во внешнем мире у города уже есть, чему способствуют древняя история, близость к Москве и недавний 1000-летний юбилей, а во-вторых, существующий бренд города как столицы Золотого кольца, конечно же, играет свою роль.

Чтобы не сделать ошибку
Самое главное на начальном этапе переработки нового бренда – выяснить, какая тема близка жителям города, какой имидж Ярославля поддержат они.
– Уже есть опыт ошибок при формировании бренда города, – рассказала Ирина Иванова. – Причем обычно таких ошибок бывает несколько. Первая происходит, когда за разработку бренда берется только власть и идея не поддерживается жителями и бизнес-сообществом внутри региона. Вторая – когда бренд разрабатывают специалисты со стороны. А третья – когда идея бренда исходит только от жителей. При этом на разработку таких брендов уходят годы, тратятся деньги, а потом выясняется, что они нежизнеспособны. Поэтому при разработке бренда необходимо взаимодействие всех городских слоев – жителей, профессиональных сообществ, бизнеса и власти. 
Вообще вопрос, на кого в первую очередь должен быть ориентирован бренд города – на местных жителей, туристов или инвесторов, вызывает в профессиональных сообществах больше всего споров и противоречивых мнений. Например, бизнес готов вкладываться в бренд, который приносит в город деньги. По мнению председателя Совета меценатов Ярославии Михаила Крупина, бренд нужен для того, чтобы в город шли денежные потоки, а значит, он должен иметь развитую туристическую инфраструктуру. В этом смысле, считает Михаил Крупин, Ярославлю идеально подходит бренд столицы Золотого кольца, так как он использует и развивает то, что уже известно в мире о нашем городе – его древнюю историю. А уж вокруг этого бренда можно строить и все остальное – международные деловые форумы, праздники и фестивали.
А вот сотрудники ЯГПУ им. Ушинского предлагают создать в городе экологическую площадку для отдыха горожан, объединив ярославские водоемы – Прусовские озера, озеро Техас, Теплую и Холодную канавы и, конечно, волжские пляжи – единым маршрутом. По их мнению, если обустроить эти водоемы, создать там цивилизованную инфраструктуру зеленого отдыха, а потом дополнить эти маршруты городскими парками, воссозданными по самым современным экологическим стандартам, то это дополнит исторический облик города, привлечет в Ярославль туристов. 

Единый городской «оркестр»
Но каким бы ни был бренд, он должен способствовать целостному развитию территории. А значит, разрабатывать придется буквально все – новые туристические маршруты, городские арт-площадки, парки и, конечно, дороги. Все эти объекты, построенные или приведенные в порядок, будут привлекать туристов. А еще, по мнению специалистов, Ярославлю нужен какой-то большой городской праздник – такой, как «Славянский базар» в Витебске или кинофестиваль Тарковского в Плесе. Ведь бренд любой территории подразумевает не только просмотр чего-то интересного, но и участие в ярких, запоминающихся мероприятиях. 
– Бренд – это образ жизни горожан, – считает председатель областного Союза журналистов Ирина Пухтий. – Туристы с удовольствием включатся в единый городской «оркестр», когда увидят, что ярославцы живут насыщенной, интересной жизнью. Также необходимо регулярное продвижение разнообразных брендовых проектов в СМИ – как региональных, так и федеральных.
По мнению директора ООО «Продюсерский центр «ПрофильМедиа» Елены Мильто, чтобы ярославцы приняли активное участие в разработке и воплощении бренда, они должны четко знать, в каком направлении власти планируют развивать город. В настоящий момент в области существует единая стратегия развития, и бренд нашего города должен присоединиться к ней.

Городские новости
Поделиться
Комментировать