Красный Перекоп: история района

Район ткачей, хлеборобов и мастеров кожевенных дел раньше именовался Ярославская Большая Мануфактура, Заречные слободы, Закоторосльной район, а сейчас зовется просто Перекоп, или Перик.
Бараки, унылые пейзажи, тлен и уныние – именно так большинство горожан представляет эти места. В нашем материале мы покажем вам другую сторону Красного Перекопа.

История названия, или почему Перекоп Красный

Главным объектом района является текстильная фабрика, носившая до революции название Ярославская Большая Мануфактура. В 1922 году, в честь победы Красной Армии над белогвардейцами на Перекопском перешейке, ее переименовали в «Красный Перекоп». Впоследствии и сам район с жилыми постройками для рабочих стал носить это имя.
Ярославская Большая Мануфактура

Старейшая фабрика России, с кульминационным центром в виде Петропавловского собора и парка, ведет свою историю с петровских времен. В первой четверти XVIII века Ярославль становился одним из центров промышленности. Для этого было все необходимое: капиталы, накопленные ярославскими купцами, рабочая сила в достатке, выгодное географическое положение и устоявшиеся торговые связи. В городе началось строительство частных мануфактур. Немало этому способствовал и государственный интерес: Петр I стремился сделать Ярославль крупным промышленным центром.
Одним из первых ярославцев, решивших заняться мануфактурным производством, был Максим Семенович Затрапезнов, дело которого продолжили его сыновья и внуки. Это был широко известный в Ярославле купец гостиной сотни, человек богатый, владевший в городе несколькими домами и лавками. Петр I, бывая в Ярославле, познакомился с этой семьей. Он увидел предприимчивых, добросовестных людей, способных принести прибыль государству. Так, в 1722 году по его указу была основана Льноткацкая мануфактура купца Затрапезнова. Еще в 1709 году здесь, на территории Спасской слободы, с помощью пяти пленных шведских ткачей пытались наладить швейное производство широких полотен. Вот только мастерство их оказалось не на высоте. В своем донесении ярославский комендант Коровин отмечал, «что полотенные мастеры сказали что они полотен белить и чистить, а также и скатертей и салфеток делать не умеют». Именно поэтому, когда с прошением к императору обратился сын купца Затрапезнова – Иван, получивший образование в Голландии, вместе с Иваном Тамесом – обрусевшем петровском мануфактуристе из голландцев, с просьбой отдать им участок на левом берегу Которосли вместе с полотняным двором, Петр I быстро ответил согласием. Кроме того, коллегия согласилась с их просьбой о выделении дополнительного места на землях, принадлежавших Спасо-Ярославскому монастырю (современный район Красного Перекопа).
Так появилась первая в нашем крае «Ярославская мануфактура Тамеса и Затрапезнова с сыновьями», которая уже через четыре года стала выпускать первую продукцию. Документы свидетельствуют, что на Ярославской мануфактуре трудились рабочие по найму, купленные и приписанные к мануфактуре крестьяне, среди которых было немало и беглых. Сам город и его слободы поставляли разорившихся ремесленников и торговцев, а также солдатских и дворянских детей.

На мануфактуре изготовлялись полотняные скатерти и салфетки, штофы (вид плотной ткани для обивки мебели и стен), разные виды полотна, в том числе камчатное белье с различными узорами, цветами, гербами. Яркий и сложный рисунок, прочность материи, замечательная ее выработка (без видимых узлов на изнаночной стороне) способствовали постоянному росту спроса на эту продукцию не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Искушенные в различных полотнах английские купцы охотно покупали продукцию Ярославской мануфактуры оптом, а затем, проштамповав ее «made in England», продавали ее на всей территории России и за ее пределами под видом английской.
Особой славой пользовалась так называемая пестрядь (затрапеза) – бело-голубая полосатая ткань, названная так, вероятно, по имени владельца мануфактуры, который явился и ее изобретателем. Это было первым опытом в российской промышленности ответа на массовый спрос населения по выпуску ширпотреба. Эта ткань шла и для пошива различного домашнего платья. Кстати, именно отсюда появились выражения, ставшие впоследствии крылатыми: «затрапезное платье», «затрапезный вид», что означало слишком простой, дешевый вид одежды, платья. Затрапеза шла не только на шитье одежды, но и на тюфяки и прочие нужды населения.

В 1725 году владельца разделили между собой полотняное и шелковое производство, а вскоре Тамес и вовсе отошел от дел, получив свою долю деньгами. А Максим Затрапезнов вызвался содержать и даже перевел в Ярославль убыточные казенные полотняные фабрики из Санкт-Петербурга, тем самым расширив свое мануфактурное производство.

Для фабричных рабочих строились небольшие домики, которые, по существу, больше походили на тесные и грязные каморки. В 1857 году мануфактура стала собственностью московских купцов Карзинкиных. При них в 1880-1890 годах в качестве жилья для работников мануфактуры были построены рабочие казармы. В народе их называют Корпуса. Перед революцией в девяти корпусах проживало около четырех тысяч человек. При советской власти население Корпусов составило 12000 человек. После 60-ых годов началось расселение домов, которое длится и по ныне.
В 1882 году при Ярославской Большой мануфактуре открылось училище, содержимое на частные средства. Здание, занимаемое им, выстроено в 1894 году; в первом и втором этажах помещались классы, а в третьем — квартиры для учительского персонала. В училище было 8 классных комнат, обширная учительская комната, в которой помещалась библиотека, и отдельное помещение — читальный зал со сценой, вмещавший до 1 600 человек. Здание имело пародуховое отопление, электрическое освещение и водопровод.

Сейчас бывшая мануфактура, а ныне «Красный Перекоп» производит технические ткани, полотна и пряжу, технический хлопчатобумажный шнур, крученые нити и кордшнуры. Основное производство составляют цех прядения и крутильно-ткацкий цех. Большая часть зданий и площадей сданы в аренду под офисы, склады и стоянки, от былого величия практически ничего не осталось.

Дальше мы расскажем о том, как был устроен быт рабочих на заводе с петровских времен и до ревущих 20-х, а также поведаем о традиционных развлечениях людей того времени. Вы узнаете историю Дома культуры, появившегося на месте училища.
Как жили и развлекались рабочие на Перекопе

Работники фабрики и их семьи жили в прифабричных корпусах на улице Калмыковых. Каждая комнатка была размером примерно 4×8 метров, делилась на 3 семьи — одна у окна, другая в середине, третья у двери. Перегородки делали из занавесок или фанерок. На 3 этажа была всего одна кухня: печь и титан; уборная — одна на этаж.

Кстати, в этих бараках снимали неустроенный послевоенный быт для фильма «Вор» с участием Владимира Машкова.
2498b3

Из развлечений самыми популярным были азартные сражения «стенка на стенку», проходившие на Масленой неделе, собиравшие толпы зевак. Бились, как правило, «фабричные» против «городских». Первую ватагу составляла рабочая молодежь с Ярославской Большой мануфактуры. Вторую – вольные бойцы, которых нанимал страстный поклонник кулачных боев трактирщик Ландрон. Встречались на «нейтральной территории» – на Которосли, у церкви Иоанна Предтечи. На лед выходили красиво: в полушубках, подпоясанных цветными кушаками (у одной «стенки» красные, у другой – синие), в узорчатых вязаных рукавицах. Зрители делали ставки, с чувством бились о заклад…

Kulaky_Kult_37_03

По воспоминаниям московского журналиста и литератора Гиляровского, выступавшего в кулачной баталии на стороне «городских» во время своего пребывания в Ярославле, лучшим бойцом был Ванька Гарный – глава «фабричных». Его участие в «стенке», по свидетельству знатоков, сулило «пролетариям» верную победу. Однако в том масленичном сражении 17-летнему Гиляровскому удалось свалить Ваньку на снег ловким ударом. От изумления замерли все – и зрители, и даже сами «фабричные», а городская «стенка», воспрянув духом, быстро взяла верх. За памятный удар молодой Гиляй получил от Ландрона карманные часы, ставшие предметом зависти однополчан. А в Ярославле еще долго ходила слава о могучем юнкере, одолевшем «самого Ваньку».

Жизнь на Перекопе в 20-е годы прошлого века хорошо отобразил карикатурист Франц Весели. Уроженец Будапешта с окончанием Первой мировой войны по неизвестным причинам домой не вернулся, принял Советское гражданство и осел в Ярославле. Он работал в областной газете «Северный рабочий», где его карикатуры появляются почти в каждом номере. Его шарж на Красный Перекоп очень точно отражает не только географическую составляющую района, но и социально-экономический срез той эпохи.


Вот, что рассказывает о рисунке Ян Левин, занимающийся изучением исторических деталей города:

«Это улица Стачек. Слева — клуб, справа — обезглавленная церковь Андрея Критского, где находится столовая, далее лабаз, «белый» корпус, собственно фабрика с башней, левее её корпуса и Рабочий Парк. Детали проработаны очень тщательно. Корпуса даны в разрезе. Там пьют, дерутся, дебошат и блюют из окон — хороший срез той жизни. Предвосхищая вопросы, мне удалось установить дату и предназначение карикатуры — это 1929 год, предназначалась для газеты «Северный Рабочий». Да, тогда еще можно было…».


Чтобы вернуть жителей рабочих корпусов в русло культуры и нравственности, в 1918 году было принято решение открыть клуб в здании училища. И это начало новой истории ДК на улице Стачек.

Дом культуры «Красный Перекоп»

Здание в стиле модерн еще в бытность училищем стало для жителей слободы своеобразным народным домом. «Кроме ремесленных классов в здании появились вечерние классы по рукоделию, грамоте, библиотека с читальным залом. Здесь проводились культурные, религиозные и научные вечера с «волшебным фонарем». По сути, это была модель народного дома. Такие народные дома создавались при фабричных городках, – говорит историк, руководитель общественной организации «Петропавловская слобода» Надежда Балуева. – Заведующий фабричной библиотекой дружил с Горьким и другими известными писателями. Он был вхож в дом Александра Андреевича Карзинкина, где проходили знаменитые в Москве «среды», на которых бывали Чехов, Куприн, Бунин, Левитан, Рахманинов».



В народном доме были созданы духовой оркестр и театр. Инспектор императорских театров Теляковский в своих воспоминаниях писал, что ярославские фабричные рабочие и служащие играют в спектаклях не хуже профессиональных актеров. Среди столичных артистов была популярна сцена народного дома, они любили на ней устраивать бенефисы. Здесь выступали Шаляпин и Собинов. На международной выставке в Париже Карзинкины получили Гран-при за устройство жизни и быта при фабрике.



Клуб в здании училища открыли 11 ноября 1918 года. Через пять лет в нем работало уже 18 кружков, а через 10 лет он стал занимать все три этажа здания. У жителей района клуб, названный именем Сталина, пользовался большой популярностью.

«Старожилы до сих пор называют Дом культуры клубом Сталина, – рассказывает художница, коренная жительница Красного Перекопа Людмила Сичинава. – Во время войны и после клуб работал как кинотеатр. В школьные каникулы здесь устраивали детские бесплатные киносеансы. А на Новый год в кинозале ставили елку».
В настоящее время ДК «Красный Перекоп» старается сохранить народную культуру – фольклор, обычаи, праздники, прикладное творчество. Здесь организована работа с детьми, подростками, молодежью, ветеранами. Всего занято творчеством более 800 человек.



В продолжении лонгрида мы расскажем о старейшем парке района – Петропавловском, а также церкви Петра и Павла.


Поделиться
Комментировать