Аркадий Бобович: «Может быть, вместо памятника лучше создать достойные условия для матерей и детей?»

Как уже сообщали ЯРНОВОСТИ, в ближайшее время на одной из площадей Ярославля может появиться так называемый Памятник Матери.
С такой инициативой якобы выступил коллектив завода «Полимермаш».

Памятник заводчанам, ушедшим на фронт и погибшим в боях, был создан в честь 25-летия победы над фашизмом. Теперь скульптурную группу хотят разделить, а женщину с мечом под видом «Памятника Матери» установить в городе.

Своим мнением по этому поводу с ЯРНОВОСТЯМИ поделился бывший главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович.

«Недавно меня спросили , что я думаю по поводу сообщений о том, что в Ярославле будет установлен памятник Матери. Я сказал, что затрудняюсь с ответом, так как в сообщениях для меня было недостаточно информации. Из них я лишь знал, что принято решение об установке памятника, что этот памятник уже изготовили работники завода «Полимермаш» и что один очень уважаемый мною художник подтвердил его высокую художественную ценность. Я ему полностью доверяю. Дальше пошли сплошные вопросы.

Если есть решение о создании памятника, то это должно быть решение органа власти, а любое его решение должно существовать в виде документа. Существует ли такой документ? Что в нем сказано о цели создания памятника? Был ли он обнародован?

Когда и зачем работники завода изготовили монумент? Кто его автор? У Монумента обязательно должен быть Автор–скульптор. При всем моем уважении к работникам завода, они не могут быть авторами. Точно также как книги пишут писатели, а не напечатавшие их работники типографии, а симфонии создают композиторы, а не оркестры, их исполняющие.

За автором законом закреплены авторские права. Существует такое понятие. Как они соблюдены?

Пытаюсь найти ответ в Интернете и нахожу сообщение Областного оргкомитета «Победа» от 6 мая 2010 года о том, что «Памятник заводчанам – участникам Великой Отечественной войны создан силами работников предприятия Ярполимермаш 40 лет назад. Его торжественное открытие после реставрации состоялось сегодня». А в конце сообщения – «Мы не допустим, чтобы места памятные, мемориальные были запущены». И фото той самой скульптуры в ансамбле со стелой, на которой написано «Бессмертен павший в борьбе за свободу Родины!» и список погибших воинов-полимермашевцев.

Признаюсь, что после этого я оказался в глубочайшей растерянности.

Если работники завода сделали копию монумента и теперь собираются ее куда-то пристроить, то зачем городу копия, если уже установлен оригинал? Два одинаковых памятника в одном городе? Причем оригинал в промзоне, а дубликат в центре города? Абсурд какой-то.

Если решили демонтировать часть памятника, расположенного на территории завода, и перенести ее на другое место, то я считаю глубоко безнравственным разрушать один памятник ради создания другого. Я считаю это еще и аморальным по отношению к памяти тех людей, чьи имена увековечены на стеле. Неужели они уже не достойны такой памяти? По-моему, это все равно, что сорвать орден с груди одного человека и повесить его на грудь другого!

А нужен ли вообще Ярославлю памятник Матери и в чем должна заключаться его идея?

На мой взгляд, если это памятник Родине-матери, то это памятник великому подвигу и, одновременно, великой трагедии, когда женщина в трагический момент жизни страны, преодолев свое женское естество, взяла в руки меч, чтобы защитить Родину. Но в центре Ярославля есть уже три памятника, посвященных Великой Отечественной войне: один из них расположен на Стрелке, другой – на Воинском мемориале, а третий – на улице Чайковского. Неужели нужен еще и четвертый? Мы же не количеством памятников на квадратном километре меряем величину или глубину своей памяти.

Я считаю, что правильнее было бы установить в городе памятник Матери, чье священное предназначение создавать новую жизнь и продолжать род человеческий. Это не памятник скорби, а памятник великому человеческому счастью – счастью материнства. И выглядеть он должен, разумеется, совсем иначе.

Всемирным сообществом Ярославль признан выдающимся памятником архитектуры, градостроительства и монументального искусства. Поэтому такой монумент должен быть создан на высочайшем художественном уровне. Иначе никак нельзя, хотя это безумно сложно и, наверное, очень дорого.

Но может быть, инициаторы хотят что-то сделать, как говорят, «дешево и сердито». Тогда лучше не надо и начинать. По-моему, в последнее время некоторые взрослые дяди и тети в Ярославле стали играть в удивительную игру: какой бы еще памятник предложить установить в Ярославле, непременно в его центре, а еще круче – в зоне ЮНЕСКО.

Во многих уважающих себя городах органы власти принимают решения об установке памятников на основе рекомендаций комиссий по монументальному искусству, состоящих из самых авторитетных историков, краеведов, художников и архитекторов. Именно они дают рекомендации, нужно ли устанавливать тот или иной памятник, где он должен быть расположен, и только после этого – каким он должен быть и как его создавать.

Союзы архитекторов и художников области, областное отделение общества охраны памятников, Общественная палата Ярославской области неоднократно делали такое предложение, но оно осталось без ответа.

Не пора ли, наконец, это сделать, чтобы не было мучительно стыдно перед предками, современниками и потомками?

А может быть, сейчас лучше не очередной памятник устанавливать, а создавать более достойные условия жизни для матерей и детей? Как архитектор, я конечно хочу предложить, чтобы в городе появлялось как можно больше пространств, где матери и дети могут чувствовать себя комфортно и безопасно».

Аркадий Бобович.

Поделиться
Комментировать