Православный монастырский мир: история и современность

27 мая в ЯрГУ состоялась международная научно-практическая конференция «Православный монастырский мир: история и современность», посвященная 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон.
Ведущими конференции были профессор, заведующий кафедрой отечественной средневековой и новой истории ЯрГУ Юрий Иерусалимский и член Епархиального совета Ярославской епархии, председатель Ярославского церковно-исторического общества архимандрит Сильвестр (Лукашенко). 
С огромным интересом аудитория выслушала доклады профессоров из МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского городского педагогического университета, Института российской истории РАН, Института всеобщей истории РАН, Российского государственного гуманитарно-технологического университета, Политехнического университета им. Петра Великого и, конечно, ЯрГУ.
Это мероприятие - важное событие в жизни Ярославля, и яркое тому подтверждение – большое число заинтересованных участников и слушателей, среди  которых были и студенты исторического факультета ЯрГУ.
С приветственным словом к присутствующим обратились ректор ЯрГУ Александр Русаков, заместитель председателя Ярославской областной Думы Илья Осипов, академик РАЕН Владимир Козьменко, председатель правления программы «Александр Невский» Александр Рогожин; были зачитаны приветственные адреса Чрезвычайного и Полномочного Посла Сербии в России Славенко Терзича и митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеймона. 
Тема конференции была выбрана неслучайно. Святая Гора Афон вот уже 2 000 лет является средоточием православной монашеской традиции. Если верить легенде, покровительница Афона - Святая Дева Мария. К Х веку на Афоне было несколько действующих монастырей, их скопления можно было видеть и в горных районах Египта, в Палестине, Сирии. Большинство из них не сохранилось из-за частых варварских набегов, но Афон благодаря своему географическому положению достойно выдержал все удары судьбы и пронес сквозь века традицию православного монашества. 
В этом году отмечается 1000-летие русского монашества на Афоне. В начале Х века Антоний Печерский, родившийся в Любече (недалеко от Чернигова) отправился в Палестину, чтобы увидеть места земной жизни Христа, и прожил там несколько лет. Приняв монашество, Антоний Печерский вернулся на Русь вместе с учеником Феодосием и в 1051 основал Киево-Печерскую лавру – первый монастырь на Руси.
На XIX – начало ХХ веков приходится расцвет русского монашества на Афоне: в монастырях жили несколько тысяч монахов из России. Однако после революции 1917 года русские люди перестали посещать это святое место, и в 1971 году в Свято-Андреевском мужском скиту умер последний русский монах, приехавший сюда в царские времена. Возрождение русского монашества на Афоне началось только после распада СССР. 
С основным докладом на тему «Русская интеллигенция и Афон» выступил архимандрит Сильвестр. Он обратился к духовному опыту основоположников русского монашества Антония и Феодосия. Оказывается, традиция паломничества на Афон была неотъемлемой частью жизни русской интеллигенции в XIX в.  В веке XX паломников встретил совершенно другой монашеский мир – мир, где живут по другим законам, где есть своя таможня, полиция. Но  неизменным в этом мире осталось главное -  заповедь любви. 
Много интересных докладов о жизни православного монастырского мира было представлено на конференции,. Речь шла о традициях, заложенных Сергием Радонежским, о взаимовлиянии византийского и российского духовных пространств, о монастырской модели жизни как социальном проекте, об отношениях православия с русским масонством, даже об особенностях монастырской жизни на Аляске. 
Мир меняется, но благодатный Афон остается прежним, потому и поток паломников из России не иссякает. На Афоне уже возникают ограничения: небольшая территория просто не в состоянии принять столько людей. Значит, в России есть потребность в духовном развитии.
Михаил Сапир,
спецкор Пресс-центра ЯрГУ

Поделиться
Комментировать